В Малом зале Филармонии 12 февраля в 19:00 в исполнении Сергея Догадина (скрипка) и Евгения Синайского (фортепиано) впервые в России прозвучит полный цикл прелюдий Шостаковича в переложении для скрипки и фортепиано Д. Цыганова/Л. Ауэрбах.

«Для нас это не только огромная честь, но и большая ответственность быть участником своеобразного возвращения шедевра в город, в котором он был создан композитором. В город, который нам всем очень дорог и который незримо присутствует в каждом произведении, здесь написанном»,
– признается Евгений Синайский.

Цикл из 24 Прелюдий для фортепиано op.34 был написан Дмитрием Шостаковичем всего за несколько месяцев: в конце 1932 – начале 1933 года. Переложение 19 из 24 прелюдий для скрипки и фортепиано было сделано другом Шостаковича, скрипачом Дмитрием Цыгановым еще в 30-х годах. Дмитрий Михайлович Цыганов (1903–1992) – русский скрипач и педагог, многие годы возглавлявший знаменитый Струнный квартет им. Бетховена, был первым исполнителем почти всех квартетов Шостаковича. По совету Льва Оборина Цыганов ознакомился с только что появившимися Прелюдиями Шостаковича и поразился тому, насколько органично эта замечательная музыка «укладывается на скрипке».

Цыганов продемонстрировал их Шостаковичу, чей отзыв был в высшей степени доброжелательным: «Я даже забыл, что они были написаны для фортепиано – так натурально они звучали», – произнес Дмитрий Шостакович, услышав свои прелюдии в аранжировке для скрипки и фортепиано.

В 2000 году Лера Ауэрбах – русско-американский композитор и поэт – по заказу скрипача и педагога Григория Калиновского сделала транскрипцию недостающих номеров цикла (4, 7, 9, 14 и 23). Первое исполнение всего шостаковического цикла состоялось в Иерусалиме 5 сентября 2001 года в исполнении Григория Калиновского (скрипка) и Леры Ауэрбах (фортепиано). Ноты полного цикла вышли в издании «Сикорски» в 2005 году.

На концерте в Малом зале филармонии прозвучат также сочинения Сергея Прокофьева: Пять мелодий для скрипки и фортепиано – авторское переложение пяти Песен без слов, написанных для голоса и фортепиано, а также Соната № 1 для скрипки и фортепиано, создававшаяся долгие восемь лет и, по мнению исследователей, отразившая впечатления военного времени.