Пламенная революционерка Надежда Крупская родилась 150 лет назад — 26 февраля 1869 года. Оставим споры о красоте надежды Константиновны и истории о том, как она закормила Ленина яичницей. Вспомним о литературе, в которой Крупская оставила заметный след, запрещая детские книги.
Свой черный список книг, которые должны быть изъяты из библиотек, Крупская составила уже в 1920 году. Главполитпросвет Наркомпросвещения разослал список по всей стране.
Из библиотек жена вождя требовала изъять всю идеологически вредную и устаревшую литературу, начиная с Библии. В дальнейшем списки вредных изданий только ширились. Так, в 1924 году черной меткой Крупская наградила даже сочинения Платона, Канта и Шопенгауэра.
В письме «О пересмотре книжного состава массовых библиотек» в 1929 году Крупская требовала «изъять старые библиографии, особенно общественно-политические, старые энциклопедии». По указанию Крупской из библиотек срочно вывозили «все старые дореволюционные журналы» и «старые календари».
Поганой метлой выметали «все без исключения книги религиозного содержания как дореволюционные, так и пореволюционные», «идеологически вредные и неприемлемые для советского читателя книги», «книги, изданные до 1930 года»
«Инструкция по изъятию детских книг будет издана особо»,— писала Крупская.
И действительно, основательнее всего она прошлось по полкам детских библиотек. Из них в приказном порядке изымали русские народные сказки. Более того, под запрет попал даже «Аленький цветочек» Аксакова, туда же Надежда Константиновна отправила сказки Ершова и самого Пушкина.
В черном списке детской литературы содержалось 97 фамилий писателей, которых советские дети читать не должны.
Больше всех досталось Корнею Чуковскому. В газете «Правда» Крупская буквально размазала его сказки в стихах.
«Крокодил целует ноги у царя-Гиппопотама! Перед царём он открывает свою душу! Он смеет сказать: «Вашему народу я даю свободу! Что вся эта чепуха означает? Какой политический смысл имеет ? Это буржуазная муть»,— заявила Крупская и подписала Чуковскому приговор.
Его начали травить за петроградского городового, которого срочно пришлось переделать в ленинградского постового, за мещанство и купеческий быт в «Мухе-Цокотухе», даже за одетого гусаром комарика.
Его вынудили публично покаяться и отречься от своих сказок. Покаянное письмо Чуковского опубликуют в «Литературной газете». Народные сказки вернулись в детские библиотеки только в конце 1930-х годов. А Чуковский не писал сказок даже после смерти Крупской. Главный цензор союза ушла из жизни 27 февраля 1939 года — на следующий день после своего 70-летия.