Среди театральных деятелей и городских депутатов бытует мнение, будто театральные билеты доступны для всех слоев населения Петербурга. «Мойка78» решила проверить, так ли это.

«Приехали ко мне родственники, хотела сводить их в Мариинский. Посмотрела цены на билеты и поняла, что разорюсь»,
— пожаловалась в редакцию театрал Оксана.

Мы стали проверять: зашли для начала на популярный агрегатор билетов — «Кассир.ру». Там, в разделе петербургских театров, можно выбрать спектакль. Для каждого указана ценовая вилка, в среднем 400-1500 рублей.

Скриншот сайта «Кассир.ру»

Казалось бы, недорого. Более того, вполне доступно. Но мы пошли дальше, выбрали балет «Лебединое озеро», который можно посмотреть 6 мая в Академическом театре имени Якобсона. В общем списке была указана минимальная цена — 560 рублей. В разделе непосредственно покупки билета этот показатель загадочным образом увеличился до 800 рублей.

Скриншот сайта «Кассир.ру»

Наверное, это какое-то недоразумение, подумали мы, и отправились на сайты театров. Для сравнения взяли тройку крупнейших гостеатров: Александринский, Мариинский и Михайловский, а также крупнейший в городе частный театр — «Русскую антрепризу». Билеты искали на начало мая, с запасом, чтобы не все раскупили.

Скриншот сайта Александринского театра

Александринский театр. Там 2 мая ставят «Рождение Сталина». К вечеру 2 апреля на сайте театра можно было приобрести с десяток билетов по цене от 2 до 8 тыс. рублей. Причем самые дешевые билеты — на задворках партера или где-нибудь сбоку.

Похожая история — в Михайловском театре. Там мы выбрали для изучения «Лебединое озеро», которое покажут 1 мая. Все так же — полтора десятка свободных мест, от 2,5 до 10 тыс. рублей. И да, самые дешевые из доступных за месяц билетов — ложи 1-3 яруса, бельэтаж (можно выкупить только целиком) и дальние края партера.

Скриншот сайта Михайловского театра

Не остался в стороне и Мариинский театр. 25 апреля там можно посмотреть «Анну Каренину». Билетов в продаже осталось хорошо если пятая часть. И те, что остались, — от 2 до 6 тыс. рублей. Причем за эти деньги посмотреть спектакль предлагают с углового места в бенуаре. А там, как говорят театралы, можно наблюдать лишь колонны и перегородки.

Скриншот сайта Мариинского театра

И, наконец, «Русская антреприза». 2 мая, «БАБА ШАНЕЛЬ». Не продано чуть меньше половины всех билетов, ценник — от 750 до 3 тыс. рублей. И это, напомним, частный театр.

Скриншот сайта «Русской антерпризы»

Что самое интересное, все перечисленные театры получают деньги из бюджета, причем государственные — не только из городского, но и из федерального.

Сколько точно получают государственные театры, доподлинно неизвестно. В открытом доступе полной информации нет. («Мойка78» направила запрос в комитет по культуре с просьбой предоставить эти сведения.)

Вместе с тем, на сайтах некоторых театров есть финансовая отчетность, из которой можно сделать определенные выводы.

В документах на сайте Александринского театра, например, говорится, что они получили к 1 января 2019 года 620 млн рублей бюджетных денег. Михайловский театр и того больше — 922 млн рублей. Причем в документах Михайловского также говорится, что по итогам прошлого года заполняемость зала составила только 80%. По информации театра госзадание устанавливает, что показатель заполняемости зрительного зала должен быть не ниже 80%. При этом фактическая заполняемость по итогам прошлого года составила 100%.

На этом фоне опрошенные «Мойкой78» эксперты продолжают упорствовать и говорят, что билеты есть дешевые и сходить в театр может любой желающий.

«В любом театре есть льготная продажа билетов. Есть льготные программы — для ветеранов, для блокадников, для инвалидов, для детей, школьников. В любой театр можно при желании попасть за очень небольшие деньги. Есть счастливые часы»,
— заявила нашему изданию заведующая музеем и редактор литературной части театра им. Ленсовета Вера Матвеева.

Солидарна с ней и депутат Анастасия Мельникова.

У нас в городе — в театре Комиссаржевской, в Академическом театре — билет стоит от 500 до 1000 рублей»,
— отметила собеседница нашего издания.

По ее словам, высокие ценники, порой на десятки тысяч рублей, выставляют только приезжие театры.

«Если это частный театр, никто ничего не сможет сделать, это их право. Раз они делают такую цену, значит, эти билеты кто-то покупает», — подчеркнула Мельникова.

В целом же, подчеркнула собеседница «Мойки78», вопросы популяризации культуры, в том числе и по части цен на билеты, надо прорабатывать на экспертном уровне.

«И как раз сейчас дано поручение, поскольку новый губернатор собирал общественный совет и сказал: у меня громадная просьба, чтоб каждый высказал свою точку зрения»,
— констатировала Анастасия Мельникова.

С другой стороны, цены на билеты в театры действительно можно снизить, но с только помощью бюджетных вливаний, предположил художественный руководитель театра «Комедианты» Михаил Левшин.

Он отметил, что «Комедианты», хоть и располагаются в Петербурге, — театр областного подчинения.

«Нам деньги дает губернатор Дрозденко, он нас старается не обижать, но дело в том, что мы так дорожим каждым заработанным рублем при зале в сто мест… Мне сейчас сказать: понизьте цену ради доступности; они и так у нас не высокие — до полутора тысяч. Для того, чтобы я конкретно сделал это, мне нужно, чтобы нам дали на несколько миллионов больше дотаций»,
— констатировал Михаил Левшин.

Выходит, прав был советник губернатора по культуре и руководитель частного театра «Русская антреприза» Рудольф Фурманов. Он, напомним, направил Александру Беглову свои предложения по развитию культуры в Петербурге.

Среди предложений Фурманова было, например, такое — разработать новую систему финансирования городских театров, в том числе для гостеатров, которые продают билеты по высоким ценам и оставляют выручку себе.

Кроме того, имеет смысл приглядеться к финансовой и хозяйственной деятельности государственных театров. «Мойка78» уже готовит соответствующий материал.