В 224 гарнизонном военном суде Петербурга на этой неделе состоялось очередное заседание по делу террористической организации «Сеть», запрещенной в России. На скамье подсудимых юноши, один из которых гражданин Казахстана — Виктор Филинков. Именно он не признает своего участия в организации, которая готовилась к свержению власти в России. Второй подсудимый — Юлий Бояршинов, признавший свою вину в совершении этого преступления, но при этом в суде он подчеркнул, что не собирался устраивать мятеж. В суде 10 апреля он сказал, что попал в организацию, не разобравшись до конца, с кем имеет дело.

Сперва в зал суда привели Филинкова, а затем Бояршинова.

Заметим, что молодые люди были настроены оптимистично и бодро.Тем временем их защитники не расслаблялись ни на минуту, как и судья, который чуть не отправил за дверь одного из слушателей, который, как ему показалось, пытался запечатлеть его на мобильный телефон.

Первым начал давать показания Юлий Бояшинов, который действительно во время обучения получил навыки обращения с огнестрельным оружием, а также выживания в экстремальных условиях.

У него был макет автомата Калашникова, именно с ним юноша принимал участие в «тренировках». Также он познакомился с соратниками из Пензы, которые также принимали участие во встречах, которые проходили по двое-трое суток. Примечательно, что участники группы представлялись псевдонимами. Как раз новые знакомые из Пензы, как утверждает Бояршинов, показали документы и рассказали о сообществе «Сеть».

На встрече в Московской области были ребята из Москвы, Петербурга, а также Пензы.

Юноша подчеркнул, что все занятия были направлены на самооборону. Политические вопросы на них не обсуждались.

Загвоздка в том, что у Бояршинова был обнаружен порох, но в суде он рассказал, что нашел его случайно, когда очищал крыши.

«Я не разделяю идеологию терроризма, поэтому сожалею, что попал в такое сообщество»,
— заключил он.

Второй обвиняемый, который вины не признает, Виктор Филинков, по словам Юлия, принимал участие в двух тренировках: оказание помощи раненому человеку и отражение нападения.

Адвокат Черкасов поинтересовался, обсуждалось ли нападение на представителей власти, на что Бояршинов ответил однозначно — нет.

При этом ранее Бояршинов проходил обучение на курсах партизанов, но он добавил, что любой желающий смог бы попасть на них. Там он приобрел владение автоматом Калашникова и пистолетом Макарова.

У каждого члена группировки была своя «роль». К примеру, Бояршинов — сапер, Аксенова — связист, Шишкин — медик. О роли Филинкова подсудимый ничего сказать не смог.

Гособвинитель попросил уточнить, почему каждый из молодых людей распределил роли именно таким образом. Бояршинов решил стать «сапером» из-за полученных навыков на курсе «Партизан». Курс шел полтора месяца по определенной программе. Сам Юлий ничего не выбирал.

Продолжая отвечать на вопрос прокурора, Бояршинов пояснил, что связист был ответственным за общение между группами: использовалась почта с шифрованием.

Роль медика была ясна изначально.

Коллега Филинкова Егор Кириллов также работал программистом в одной компании с Виктором.

Другие сотрудники фирмы рассказывали, что супруга Филинкова, Александра Аксенова, увлекается оружием.

«У нее есть ружье, а если муж будет поздно возвращаться с работы, то она его пристрелит»,
— говорил он об этом с улыбкой.

Слушатели и журналисты, находящиеся в зале суда, не смогли сдержать смех.

Адвокат Черкасов предоставил распечатки переписок в мессенджере Telegram, в которых уточняется, что супруга лишь искала мужа, выспрашивая, где он может быть, а не просила денег на адвоката.

Позже на трибуну зашел самый откровенный и не стесняющийся в выражениях молодой человек, который также давал показания и некоторое время проживал в одной квартире с Филинковым, потому что «так дешевле».

Прокофьев уточнил, что Филинков с супругой хранили дома сейф с двумя ружьями. Филинков собрался уезжать на Украину из-за некого инцидента с женой. Прокофьеву в чате он написал, что оружие заберут. Про «Сеть» Филинков ничего не говорил, но якобы предполагал, что «Россия развалится».

После обыска Прокофьев не видел, куда повели Филинкова.

Адвокат Черкасов поинтересовался, было ли как-то объяснено пребывание юноши в ФСБ, но судья снял этот вопрос с обсуждения.

Позже Филинков сам задал вопрос о том, как он, по мнению Прокофьева, относится к насилию, но этот вопрос также был снят.

Во время перерыва журналисты столпились около Прокофьева. На попытки задать ему пару вопросов, одной из журналисток он ответил грубо — нецензурной бранью.

«Я не люблю суды, журналистов и всю эту ситуацию»,
— заявил он.

Далее в суд пригласили начальницу программистов Диану Фомину, которая охарактеризовала Филинкова с самой положительной стороны, обратив особенное внимание на то, что он быстро и качественно выполнял работу.

Она ездила с Филинковым в командировки, общалась на работе, отношения, в общем, были приятельские. Ни к каким противоправным действиям он ее не призывал. Диана связалась с женой Филинкова, когда узнала, что он пропал. При этом лично они не были знакомы. Он собирался в Пулково, чтобы улететь в Киев к супруге, но пропал.

Позже Филинков сам рассказал о таинственном сейфе с оружием, хранение которого в самом деле может показаться странным.

Выяснилось, что ружья у пары появились ближе к осени 2017 года. При этом его супруга оформила разрешение на хранение оружия.

«Мы на электричке и в метро ездили регистрировать это оружие»,
-уточнил Филинков. 

Сейф был прикручен, вынести его в одну секунду невозможно. Позже молодожены решили сменить квартиру, пришлось решать вопрос с сейфом.

Филинков и его жена начали подыскивать новую квартиру, в которую можно отвезти оружие и перерегистрировать его. Также у супруги имелся охотничий билет.

Жена связалась с Прокофьевым, чтобы некий человек вывез из квартиры сейф с оружием. При этом ключи от сейфа находились в другом месте, чтобы ружьями никто не смог воспользоваться.

В финале слово дали матери Виктора Филинкова, которая, что не удивительно, давала сыну самые положительные характеристики. При этом ее сын не закончил вуз в Омске, но причины, почему это произошло, у мамы с Виктором разошлись. Она утверждала, что держала ювелирную мастерскую, но по состоянию здоровья не могла продолжить содержать ее. Средств на проживание сына в Омске не осталось. В 2017 году он приехал в Петербург, потому что его пригласили на работу.

Сын отучился лишь 2,5 курса. Странно, но с супругой Виктора женщина не знакома, гражданкой какой страны она является — также не знает. На свадьбе не присутствовала ни она, ни старшая сестра Филинкова. Судья поинтересовался, были ли у Филинкова какие-либо травмы и проблемы со здоровьем. Выяснилось, что он переболел менингитом и псориазом.

После слушания адвокат Виталий Черкасов так и не дал комментариев, поспешив покинуть зал суда.

Слушание запутанного дела о членах террористической организации «Сеть» продолжится 11 апреля.

Напомним, что другой обвиняемый из Петербурга Игорь Шишкин уже отбывает наказание в колонии: его приговорили к 3,5 годам лишения свободы. Юноша согласился сотрудничать со следствием.

По данным Управления ФСБ РФ по Петербургу и Ленобласти, молодые люди числились в ответвлении «Марсово поле» террористической организации «Сеть». Обвинение утверждает, что юноши тренировались в «захвате власти» на полигоне для игры в страйкбол.

В Пензе задержали еще восемь фигурантов дела «Сети», среди которых Михаил Кульков, Максим Иванкин, Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский, Егор Зорин, Арман Сагынбаев, Дмитрий Пчелинцев, Василий Куксов, Андрей Чернов.