В Петербурге собираются упразднить маршрутки, заменив их социальными автобусами. Сейчас по дорогам северной столицы колесят 3 тыс. автобусов и 4 тыс. маршруток. На реформу отрасли у городских властей осталось чуть больше года.

Федеральный закон 220-ФЗ предписывает городским властям до середины 2020 года навести порядок в сфере пассажирских перевозок: установить регулируемый тариф либо нерегулируемый.

«Регулируемый тариф — там, где действуют льготы и все виды проездных билетов. Нерегулируемый тариф — это где не действуют проездные билеты, нет льгот»,
— рассказал замдиректора ГКУ «Организатор перевозок» Дмитрий Процкий.

Пока что в Петербурге функционирует смешанная система — социальные автобусы конкурируют с коммерческими.

«Отличие коммерческих маршрутов от нерегулируемых тарифов в том, что на них город тарифы сейчас регулировать может»,
— пояснил Процкий.

По его словам, петербургские власти устанавливают верхнюю планку тарифа в маршрутках. Вместе с тем, уточнил Процкий, 32% пассажиров маршруток имеют право на льготы и, воспользовавшись социальным автобусом, сэкономили бы.

Выбирают маршрутки не потому, что они удобнее или быстрее, а из-за поведения — как бы странно это ни звучало — недобросовестных перевозчиков.

Так, сообщил Процкий, многие коммерческие маршруты дублируют маршруты социальные. В результате на стартовой точке водитель маршрутки выжидает автобус и едет перед ним, забирая пассажиров.

«Пасется»,
— прокомментировал замдиректора «Организатор перевозок».

Мало того, водители маршруток в погоне за прибылью мешают социальному транспорту. В частности, они подолгу стоят на остановках, причем так, что туда не может заехать социальный транспорт.

Эксперты замерили, что без вездесущих маршруток автобус тратит на высадку-посадку пассажиров всего 30 секунд. Когда остановку оккупируют коммерсанты — 2 минуты 30 секунд.

Наконец, водители маршруток часто нарушают скоростной режим, останавливаются где попало. В общем, повышают риск аварии и жертв. «Но об этом мало кто задумывается», — посетовали в ГКУ «Организатор перевозок».

Отметим, что сегодня из 3,6 тыс. километров дорог в Петербурге транспорт курсирует по 1,6 тыс. километров. Всего в городе 753 маршрута: 481 социальный и 272 коммерческих. Ежедневно на дороги выходит 7,3 тыс. социальных и коммерческих автобусов, они совершают больше 55 тыс. рейсов за сутки.

Когда через год с небольшим 220-ФЗ заработает полностью, коммерческие маршруты, проще говоря — маршрутки, исчезнут как класс. Вместо них город должен использовать один из двух вариантов. Либо все перевозчики самостоятельно устанавливают тариф, либо все маршруты — социальные, тариф определяется городом.

ГКУ «Организатор перевозок» разработало проект, по которому предлагается установить тариф регулируемый. Во-первых, в автобусах, которые работают с нерегулируемым тарифом, нельзя будет расплатиться проездными. Больше того, городу придется договариваться о перевозках льготников и платить за это (и не факт, что в казне найдется столько денег, сколько запросит перевозчик).

Кроме того, переход на регулируемый тариф позволит упорядочить транспортную систему. Проект «Организатора перевозок» включает среди прочего отмену дублирующих друг друга маршрутов.

«Профессионалы на дороге создают культуру вождения в целом. Москва, как только убрала маршрутки, меньше чем через год там совершенно другая культура стала. Раньше по Москве все время были сообщения: какой-то водитель выскочил, кого-то расстрелял; конфликт на дороге закончился травмами. Года два-три таких сообщений по Москве нет, потому что Москва уже четыре года как не имеет маршруток»,
— резюмировал и.о. директора ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Шведченко.