В Петербурге погиб 18-летний серфингист, во время тренировки молодой человек попал под метеор. О том, почему это произошло и как избежать повторения таких инцидентов, рассуждает глава Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов.
Представьте себе: на скорости 65 километров в час несется по установленному судовому ходу, Петровскому фарватеру, в пределах границ фарватера, метеор с пассажирами на борту. Справа от него — излучина Малой Невки и Малой Невы, где обычно проводятся тренировки парусных лодок и серфингистов.
Группа там была — я смотрел видеозапись — человек семь там было таких парусов. И все они — за пределами судового хода, то есть они не мешают движению. Доходя до границ судового хода, они разворачиваются и уходят обратно, меняют галс.
Точно также и этот спортсмен шел, но я видел на видео, что до появления метеора он уже дважды пересекал судовой ход — от правого берега к левому, к Васильевскому острову и обратно. То есть уже нарушал требования постановлений по Большому Порту «Морской порт Санкт-Петербург».
Я понимаю, что у них нет места, отведенного для тренировок, мероприятий, проведения спортивных соревнований — ни на акватории морского порта, ни на внутренних водных путях. Поэтому, естественно, они все, где могут, там и тренируются.
Это касается и гидроциклистов, которые выходят в Петровский фарватер, у них забава такая — посадить метеор «на пузо». Один раз в прошлом году, по-моему, так повредили гидроцикл.
Там прямо на метеор выходил гидроциклист, капитан успел перейти из положения на крыле в водоизмещающее положение, и сбавить скорость. При этом пассажиры на судне при резком торможении, при резкой посадке «на пузо» могут пострадать. И я не говорю сейчас про расход топлива, это уже детали.
В случае с погибшим серфингистом было непонятно, отвернет он или не отвернет. То, что он развил хорошую скорость, однозначно видно на видеозаписи. Резкий маневр предпринять на скорости 65 километров в час на воде не маломерному судну, а тяжелому большому метеору очень сложно. Потом не забывайте, что в салоне пассажиры, сто человек.
Еще раз говорю: беда в том, что у нас нет отведенного места, а запрет на выход на судовой ход не соблюдается спортсменами.
У нас проводилась Национальная парусная регата в прошлом году напротив Петропавловской крепости. Органы исполнительной власти города согласовали в соответствии с приказом губернатора «О порядке проведения культурно-массовых и спортивных мероприятий в местах, не предназначенных для этих целей». Даже сам приказ губернатора звучит чувствуете как?
И хотя все согласовали границы гоночной зоны, одна из яхт выскочила за пределы. То есть вышла на судовой ход. И капитан однопалубного судна вынужден был предпринять маневр, чтобы его не задавить, который привел к навалу на рядом идущее судно.
Удалось избежать аварии, ограничилось навалом без повреждений. Но это однопалубное судно, которое идет со скоростью 12-14 километров в час. Метеор, который летит со скоростью 60-65 километров в час, — это совсем другое. И не всегда капитаны судов в состоянии предпринять такой маневр, который бы позволил избежать столкновения.
Я собираюсь на заседании Морского совета при правительстве Санкт-Петербурга, которое планируется провести накануне Дня работников морского и речного транспорта, выступить о том, чтобы городу необходимо совместно с Минтрансом и подведомственным структурам организовать и обозначить места для спорта и других.