Ученые из США выяснили, как предвидеть непредсказуемые квантовые переходы внутри атомов и обращать их вспять. Точно так же можно и «спасти» кота Шредингера.

Результаты своего исследования ученые из Йельского университета опубликовали в журнале Nature.

Знаменитый кот Шредингер – герой мысленного эксперимента, предложенного австрийским физиком Эрвином Шредингером. Ученый продемонстрировал абсурдность квантовой механики следующем образом. Он попросил представить кота в закрытом ящике с механизмом, который может открыть емкость с ядом в случае распада радиоактивного атома. Произойти это может в любой момент, а потому точно неизвестно, жив кот в ящике или мертв.

Американские ученые решили изучить фундаментальную часть мысленного эксперимента – совершение квантового перехода кота в одному из «классических» состояний. До недавнего времени ученые предполагали, что предугадать время совершения такого перехода невозможно.

В результате эксперимента специалисты Йельского пришли к выводу о том, что квантовые переходы не происходят мгновенно. Ученые также открыли возможность предсказывать эти переходы в краткосрочной перспективе.

Грубо говоря, их открытие доказывает, что жизнь знаменитого кота Шредингера не обязательно должна зависеть от случая. При определенных обстоятельствах ученые все же могут предсказать время квантового перехода и спасти животное.