После сенсационного приговора Московского районного суда Петербурга в отношении калининградского журналиста Игоря Рудникова в стране формируется прецедентная практика, по которой чиновникам становится сложнее сводить счеты с неугодными СМИ.
Напомним, что Рудникова обвиняли в вымогательстве. Следователи заявляли, что в ноябре 2017 года были выпущены номера газеты, где публиковались позорящие начальника Калининградского управления Следственного комитета России Виктора Леденёва сведения. После этого Рудников якобы вымогал 50 тысяч долларов у Леденёва под угрозой распространения позорящих сведений.
Обвинение просило для Рудникова наказание по статье о «вымогательстве, которое предусматривает лишение свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей. Однако суд не увидел в действиях журналиста вменяемых ему поступков и поменял статью на «самоуправство», назначив наказание в виде 550 принудительных работ. Рудников был освобожден 17 июня 2019 года в зале суда по отбытию.
В 2018 году в Усть-Угорске суд также оправдал журналиста Алексея Губанова. В клевете и оскорблениях его обвинял президент ХК «Торпедо» Николай Проскурин. Проскурина задели нелестные высказывания в интервью, опубликованные в одном из изданий. По итогам рассмотрения уголовного дела судья Данияр Кожахметов вынес оправдательный приговор, фактически встав на защиту свободы слова и не позволив запугивать людей, высказывающих свое мнение судебными разбирательствами.
Эти истории пересекаются с другим случаем, который вызвал сильный общественный резонанс. В начале июня задержали журналиста издания Meduza Ивана Голунова. Его обвинили в сбыте наркотиков. Сам журналист связал он это с серией статьей, которые касались похоронного бизнеса. Вскоре Голунова освободили, а дело прекратили.
Дела этих журналистов повлияли на расстановку сил. При возникновении похожих дел, суд (в этом можно быть уверенными с большой долей вероятности) будет опираться именно на эти случаи. Региональным чиновникам стоит задуматься, прежде чем давить на рычаги и расправляться с теми СМИ, которые пишут о них не так, как хочется.