Перед ливнями, накрывшими Петербург, оказались равны и водители, чьи машины тонули на улицах, и горожане, спрятавшие свои авто в подземных паркингах элитных жилых комплексов. И тем, и другим светят ремонт и суды.
Подземные парковки в Петербурге топит регулярно и независимо от класса ЖК. К изменениям петербургского климата и его нерасчетным ливням оказались не готовы не только ливневки, но и проектировщики и строители паркингов.
После ливня 9 июля в соцсетях стали появляться фото и видео затопленных паркингов, плавающих в них машин и ошарашенных владельцев, заплативших за место больше, чем некоторые платят за целую квартиру. Ведь считается, что в закрытом паркинге автомобиль защищен от перепадов температур и влажности. На деле — ни миллионы за машиноместо, ни статус дома гарантией от ЧП не становятся.
В Стрельне 15 июля 2016 года затопило водой подземную парковку в доме на Львовской улице, через год — 22 июля 2017 года залило паркинг торгового центра «Континент» на Бухарестской, в июле 2019 вода пришла в паркинг жилого комплекса «Премьер Палас» на Пионерской улице.
Эксперты гидроизоляции утверждают — протекают почти все построенные в Петербурге паркинги. Как результат: намокшая электропроводка, коррозия арматуры в бетоне и претензии владельцев авто — вода, даже если она не заливает, а просто капает на машину, оставляет следы на лакокрасочном покрытии — в ней много минеральных солей из грунта и бетона.
По действующему сейчас законодательству застройщики, возводящие паркинги, оформляют их в качестве частной, а не долевой собственности. Сейчас каждый паркинг — отдельный объект недвижимости. Раньше паркинги в Петербурге были совместной долевой собственностью, прояснил ситуацию ведущий юрисконсульт «Автоюрист СПб» Олег Алексеев.
«С претензией надо сразу обращаться в свою управляющую компанию или товарищество собственников жилья. Все пострадавшие собственники перед этим должны провести фиксацию произошедшего и оценку поврежденного имущества. То есть каждый автовладелец обязан самостоятельно обратиться за оценкой поврежденного автомобиля, а потом с этой оценкой прийти в УК или ТСЖ с заявлением о возмещении ущерба. Дальше зависит от того, какой ответ даст УК или ТСЖ, что они напишут, признают ли, что причиненный ущерб возник по их вине — из-за того, что они некачественно оказывали услуги. В конечном итоге пострадавший может обратиться в судебные органы»,— объяснил Олег Алексеев.
УК или ТСЖ должны в ситуациях с подтоплением принять меры: перекрыть въезд, организовать быструю откачку воды.
«Алгоритм такой: зафиксировать ущерб, провести оценку, прийти с претензией в управляющую компанию. По закону в обязательном порядке положена досудебная претензия. Если этого не сделать, иск судом принят не будет в связи с несоблюдением досудебной формы»,— подчеркнул ведущий юрисконсульт.
Еще один вариант — страховка. Под ОСАГО такой случай не попадает точно, возмещение возможно по КАСКО, если это попадает под страховые правила и страховые случаи компании.
Подземный паркинг — это всегда риск. При нарушении технологии строительства вероятность подтопления взлетает в разы. Не тот вид водонепроницаемого бетона, неудачная гидроизоляция, неправильный расчет по этажности и грунту — и потоп обеспечен, для этого даже не нужен будет сильный ливень.
При этом в новостройках высокого класса подземный паркинг строится по умолчанию, но проблемы с ним могут стать проблемой для всего дома вплоть до распространения плесени из мокрого паркинга по квартирам.