Ольга Завьялова, молодой предприниматель из Кировска, всю жизнь работала в торговле, но, выходя из последнего декретного отпуска, решилась открыть свое дело. Для этого за 800 тысяч она запустила производство древесного наполнителя для кошачьих туалетов под брендом «Миссис Писсис» и уже выходит на объем — тонна продукции в месяц.

По профессии Ольга товаровед, закончила торгово-экономический институт и всю сознательную жизнь работала на торговых предприятиях, по специальности. И в местных, и в региональных, и в федеральных, и занимала хорошие должности и, в общем, всем была довольна. В семье Ольги родилось трое детей. И когда она «сидела» в последнем декрете, вдруг поняла, что хочет работать на себя. Жизненного опыта уже достаточно, специальных знаний можно было набраться на курсах программ поддержки предпринимательства. Объявление о курсах она увидела в районной газете, и подумала, надо попробовать. Или возвращаться на работу? Ну, нет.

Первый шаг

И вот обучаясь на курсах, а это было всего лишь в октябре 2018 года, Ольга, владелица двух кошек, вдруг вспомнила про наполнители для кошачьего туалета, которые ее прихотливые подопечные предпочитали именно древесные. А в Кировске, и вообще в Ленинградской области, достаточно предприятий деревообработки, у которых точно остаются отходы. На курсах учили составлять бизнес-планы. И Ольга подготовила бизнес-план про производство наполнителей. Это довольно экзотический вид бизнеса для начинающего предпринимателя, да еще женщины. В основном, женщины открывают небольшие ателье, называя их модными домами, или производство мыла ручной работы, фасовку трав и иван-чая, образовательные центры.

Но супруг Ольгу поддержал. И 15 декабря зарегистрировали ИП Завьялова. Сразу начали звонить банки, которые следят за появлением в Едином реестре предпринимателей за новыми предприятиями.

Изучить сбыт

Первым делом, еще до регистрации ИП, как опытный работник торговли, Ольга отправилась изучать спрос, по ближайшим точкам сбыта — магазинам зоотоваров Ленинградской области и Кировска. Там ее выслушали и энтузиазма не проявили: «Нам ничего не надо».

«Ну, ладно»,
— подумала начинающая предпринимательница, там видно будет.

Но почти сразу нашла источник сырья — деревообрабатывающее предприятие прямо в Кировске, у которого оставалось достаточно отходов — маленьких деревянных палочек и горбылей. В дальнейшем их можно измельчать, прессовать и фасовать, производя таким образом наполнитель. Договорилась с предприятием. Деревообработчики были вполне довольны.

И все приходилось делать параллельно. Искали с мужем помещение для производства, и в декабре, перед Новым годом, нашли подходящее в аренду — площадью 60 м2 за 18 тысяч рублей в месяц. Внесли залог и начали там ремонт, понадобилось купить материалы, чтобы утеплить помещение, оборудовать небольшой офис, а также подготовить площадку для фасовочной линии. Ремонт обошелся более чем в 200 тысяч рублей.

Отдельно потребовалось решить вопрос по электричеству, чтобы в сетевой компании дали нужные киловатты. Это тоже было не так просто, пришлось побегать, но сетевая компания пошла на встречу и в конце концов, вопрос решили.

Недоверчивые из Питера

За универсальным фасовочным оборудованием Ольга поехала в Нижний Новгород. Хотела выписать его через интернет, китайское, таких предложений много, но она предпочла посмотреть, потрогать своими руками. Там, в Нижнем, встретила такого же представителя малого бизнеса, который производил это оборудование.

«Вы зачем приехали. В Питере все такие недоверчивые»,
— удивился предприниматель.

Фасовочная линия обошлась в 220 тысяч рублей. В феврале начали установку и монтаж. Теперь фасуют наполнитель в два вида мешков — на 2 кг и на 10 кг. «Теперь хочу сделать промежуточный вес — например, на 5 кг», — говорит Ольга. Самого материала для упаковки закупили еще на 60 тысяч.

Товарный знак и дизайн с упаковкой создали вместе с племянницей, которая ходит в художественную школу. Придумали бренд «Миссис Писсис». За регистрацию товарного знака пришлось заплатить 60 тысячи рублей и еще 12 тысяч Росреестру. С упаковкой тоже были проблемы, упаковка не сразу подошла к оборудованию, которое было куплено. Но после некоторых усилий дело пошло.

Экспортный план «Производство мы запустили весной, закупив первоначально всего тонну сырья, — рассказывает Ольга, — теперь хотим выйти на тонну в месяц, сбыт налаживается, часть продукции продаем через зоомагазины, часть через интернет». Ольга мечтает попасть на полки федеральных торговых сетей, где она прежде работала. И уже продумывает новый продукт — пеленки для котят в крафтовой упаковке. Котят, конечно, не пеленают по новым рекомендациям ветеринаров, но пока они растут, их стелют на пол.

Ольга намерена до начала 2020 года выйти на производство тонны наполнителя в месяц. Таким образом, как настоящий стартап, она намерена в первый и второй год работы увеличить свой оборот в несколько раз.

Рынок

В Петербурге более 1300 зоомагазинов, в том числе сетевых, таких как «Филя», «Флюгер», «Планета животных», «Золотая рыбка», «Бетховен» и другие. Наполнителями торгуют также ветеринарные клиники, закупают его и гостиницы для животных. Это гигантский рынок. Однако наполнителями Ольги уже интересуются в Эстонии и она начала готовить документы по сертификации для экспорта.

В российских зоомагазинах и супермаркетах продают наполнители для кошачьего туалета которые производят в Германии (Ehhem GmbH), США (Catsan), Cat Step производства российской компании Amme, «Зонник» компании «Орис», одной из старейших на российском рынке, и «Барсик»компании «Интел». Древесные наполнители в рознице стоят от 120 рублей до 2, 5 тысяч, в зависимости от объема».