Петербургские ученые задались вопросом — как нюхают ручейники, родственники бабочек и популярная у рыбаков наживка. Пока удалось выяснить, чем они нюхают, сам процесс — пока загадка.

Ручейники — крылатые насекомые, с бабочками их роднят общие предки в древности. Многим ручейники знакомы по рыбалке, их в качестве наживки используют от Северного Ледовитого океана до Африки.

Петербургских ученых эти насекомые заинтересовали своими талантами в области коммуникации меж собой.

Оказывается, ручейники могу общаться друг с другом по трем каналам — запахами, звуками и позами, рассказывают в СПбГУ.

«Это гораздо более сложный язык, чем мы можем себе представить. Они используют не просто сигналы, а целые химические высказывания, и поэтому попытки ученых привлечь их простыми химическими составами не удаются»,
— объясняет кандидат биологических наук Владимир Иванов.

Чтобы разобраться, как ручейники общаются запахами, исследователи задались целью — посчитать количество обонятельных органов, сенсилл, на их усиках-антенах.

Выяснилось, что сенсиллы ручейников концентрируются у основания усиков, тогда как у других насекомых все наоборот — чтобы чувствовать на большом расстоянии. Почему так — научная тайна, сокрушается Владимир Иванов.

«Вообще поверхность антенны ручейника похожа на лес: высокие трихоидные сенсиллы выглядят как стволы деревьев без ветвей, под ними растет «мох» — это микротрихии, тонкие выросты кутикулы», — говорит ученый.

А уже в это мху, добавляет Владимир Иванов, таятся науке до сих пор неизвестные сенсиллы. Они, по описанию ученых, внешне похожи на грибы и, по-видимому, собирают для ручейников какую-то особую информацию. Возможно, позволяют отыскать воду.

Теперь исследователям из СПбГУ предстоит выяснить, как работают эти «носы». Ценность же научного исследования в целом — в том, что ручейники представляют собой хороший индикатор состояния окружающей среды.