Координатор движения «ВелоПитер» Александр Ротов рассказал корреспонденту «Мойки78» о том, что думает насчет международной акции «На работу на велосипеде», которая в Петербурге порой проводится в погоду, казалось бы, совершенно неподходящую для велосипедных прогулок. Стоит ли Петербургу слепо копировать западные традиции или нужно придумать что-то свое?

Да, на мой взгляд, акции в Петербурге проводятся удачно. Они имеют оригинальный формат (схожий с международным), позволяют привлечь и самих велосипедистов, и велодружелюбный бизнес, и заинтересованных работодателей. Они генерируют интерес СМИ и общества как к самой акции (как подтверждению возможности применять этот вид транспорта), так и к имеющимся проблемам — отсутствию и качеству инфраструктуры, благоустройству, уважению между участниками дорожного движения, соблюдению ПДД, уборке улиц, поддержанию велосипедных стереотипов и многому другому.

Погодный фактор в таких делах если и принимается во внимание, то лишь в исключительных случаях. Ветер, дождь или снег — это объективная реальность не только Петербурга, но и практически любого другого города мира: в такие дни мы мы не отказываемся ходить на работу, в магазин, гулять, посещать культурные заведения и пр. При этом существует огромное количество всевозможных мер борьбы с погодными условиями в городских условиях — от планировки кварталов и благоустройства улиц с целью защиты от ветра, до способов укладки дорожного полотна и организации эффективной ливнёвки для быстрого избавления от потоков воды. И проведение акции позволяет подсветить эти проблемы.

Поэтому в контексте климата я бы не считал Россию находящейся в каком-то уникальном положении. И уж, конечно, с точки зрения масштабов подготовки и организации никакой речи о сдвиге акции на более удачные погодные условия за день-два до даты (когда прогнозам уже можно доверять) речи быть не может.

Существует даже более категорическое мнение: погодные условия, напротив, придают акции дополнительную ценность. Ведь среди целей акции — показать доступность, удобство, универсальность велосипеда как транспорта. И в неидеальных условиях это не менее важно, чем в погожие дни. При этом во многих городах езда на велосипеде в дождь или снег выглядит обыденным явлением, а не маргинализируется, как в России, где, порой считается удивительной сам по себе факт применения велосипеда не для прогулки, а как транспорта. Например, человеком в офисном костюме. Или представителем власти. Устранение типичных российских стереотипов относительно велосипеда — ещё одна из задач акции.

Показательно, что сами велосипедисты не видят климат в числе основных проблем. Например, несколько лет назад в феврале Петербург был буквально заполонён велосипедистами (лично я за 7 км пути на работу встречал до 20 человек). Казалось бы: зима, минусовая температура, однако долгое отсутствие осадков позволило коммунальным службам отлично вычистить тротуары и дороги, что и дало такой эффект. И это подтвердило ошибочность распространённого стереотипа про холод: велосипедистов отталкивает не температура, снег и дождь сами по себе, а их следствие — грязь. Когда ты вынужден месить кашу и мириться с брызгами из-под колёс авто — это заставляет отказаться от велосипеда, а вот своевременная и качественная уборка дороги или возможность передвигаться на отдалении от автомобилей (выделенные маршруты) — неплохой повод ехать на работу на двух колёсах.

Так что вопрос велосипеда как транспорта очень многогранный и переплетается с множеством других сфер жизни города. И акция, с учётом всего многообразия условия проведения, позволяет выявить немало интересных моментов. А вот вопрос, какие выводы и действия со стороны города за этим последуют — это уже совсем другая история.