Губернатор Петербурга предложил новый способ реализации транспортной реформы Петербурга. Он высказался за «взвешенный подход». «Считаю возможным в переходный период одновременное существование маршрутов с регулируемыми и нерегулируемыми тарифами», — заявил Александр Беглов на заседании ЗакСа 30 октября.

Точка невозврата

Ранее планировалось, что с 15 июля 2020 года весь транспорт города будет работать по регулируемым тарифам на пассажироперевозки. Система перекрестного субсидирования, когда доходные маршруты покрывали затраты транспортной фирмы на обслуживание социального маршрута, должны уйти в прошлое. Такие условия устанавливает Федеральный закон № 220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

На данном этапе городские власти должны решить две глобальные проблемы – выстроить принципиально новую систему взаимоотношений с перевозчиками, а также понять, чего хотят жители от транспортной реформы.

На пути решения этих двух задач пока непреодолимым препятствием встало отсутствие документов транспортного планирования, на основании которых и будет в итоге определено, куда и в каком количестве будет направлен городской транспорт. На основании этих планов планировалось сформировать лоты. Предполагалось, что старт аукционам для городских компаний-перевозчиков будет дан в сентябре. Однако до сих пор представители Комитета по транспорту (председатель комитета — Александр Головин, курирует работу комитета вице-губернатор Эдуард Батанов) или их подведомственного ГКУ «Организатор перевозок» говорят лишь о проекте маршрутной сети.

Что касается реакции горожан на планируемую реформу, то тут комментарии в социальных сетях говорят сами за себя:

И по-старому невозможно, и по-новому никак

То, что необходимость реформирования системы городского транспорта назрела уже давно, очевидно и тем, кто этим транспортом пользуется, и тем, кто за него отвечает. Еще в 2012 году в комитете по транспорту озвучивали цифру: в рабочее время средняя скорость городского автомобильного потока, включая и общественный транспорт — не превышает 15 км/ч. С большей скоростью передвигались трамваи в дореволюционном Петербурге.

Вопрос математики

А куда и сколько техники надо? Ответ на этот вопрос в вычислении плотности пассажиропотока. Однако насколько эти данные соответствуют действительности? На городских маршрутах более или менее точное число пассажиров можно вывести исходя из данных об обороте наличности и сведениях об использованных электронных проездных и банковских карт. С коммерческим маршрутами сложнее – учет поступающей наличности, а значит и числа пассажиров, значительной частью «в тени». Поэтому и непрозрачны проектные решения.

При этом очевидно, что изменения в карте движения транспорта будут происходить. В ГКУ «Организатор перевозок» заявляют, что по некоторым маршрутам, например, К-94 (он обслуживает Кировский район) расчеты производятся только сейчас.

Социолог, старший научный сотрудник Социологического института РАН Татьяна Протасенко рассказала, что на протяжении последних пяти лет транспортный вопрос устойчиво входит в пятерку проблем, которые горожане называют наиболее острыми и значимыми для себя. Она подчеркнула, что отдельных исследований, посвященных именно транспортной реформе, не проводилось. Тем не менее, результаты других опросов позволяют сделать вывод, что чаще всего негативную реакцию петербуржцев вызывают длинные интервалы движения наземного транспорта и изменения маршрутов.

«Совершенно неожиданно из наших опросов обозначилась проблема информирования в самых разных ее аспектах. Если говорить о реформе, то горожан больше всего волнует перспектива отмена маршруток. Они хотят знать – упразднят привычные для них маршруты или нет. У людей в целом есть запрос на достоверную информацию. Это, например, выражается и в том, что горожане остро реагируют на то, что часто информационные табло на остановках выдают некорректные данные»,
— подчеркнула Татьяна Протасенко.
«Непонятно, по какой логике было принято решение пустить на Канонерский остров два новых маршрута, при сохранении уже существующих. Два маршрута, которые существуют еще с советских времен. уже сейчас возят воздух. На остров нужен транспорт, но можно обойтись техникой меньшей вместимости. С Красным селом с дублированием переборщили по полной программе»,
— поделился своими наблюдениями редактор интернет-портала «Питертранспорт» Владислав Булгаков.
«С учетом того, что полного контроля нет в плане пассажиропотока, ГКУ «Организатор перевозок», скорее всего, решил перестраховаться. Есть московский опыт, когда при неправильном исчислении плотности потока пассажиров в экстренном порядке пришлось вводить новые маршруты. В Петербурге, видимо, не хотят повторения таких сценариев»,
— предполагает он.

Для того, чтобы любой пользователь смог лично убедиться в том, что без транспортных связей Петербург не останется, на сайте «Организатора перевозок» размещена карта изменений, а в каждом районе — проведены публичные слушания. Последние, как это часто бывает, пришлись на рабочее время большинства горожан и соответственно состоялись без ажитации. Например, на обсуждение во Фрунзенском районе собралось около десяти человек.

Помочь должна была бы карта, но и она скорее напоминает некий ведомственный документ для тех, кто в теме, чем помощь желающим разобраться.

Меж тем вопрос об открытости информации сейчас один из первостепенных. Весь ход нынешней транспортной реформы делает вполне реальным сценарий, когда утром 16 июля 2020 года горожанин будет ждать на остановке свой автобус, который уже не придет. Это вызывает вполне объяснимое беспокойство петербуржцев. Особенно если принять во внимание и перспективу изменения платы за проезд, которая по одному из обсуждаемых сейчас в Смольном и Заксобрании вариантов может вырасти сразу на пять рублей со следующего года.

Справка

Авторы изменений вместе подготовили и программный документ из 12 пунктов.

Если вкратце, то с июля 2020 года в городе сохранятся только городские маршруты, на которых будут действительны все льготы. Маршрутки – это те, что с буквой «К» — будут полностью ликвидированы. Катать горожан сможет любая компания, которая заключит с городом контракт. От маршрутов-дублеров откажутся полностью.

Существующая сеть – это около 700 маршрутов. Около 300 из них будет упразднена. Из 6,3 тысячи транспортных средств в работе останется около 4 тысяч.

В августе в ходе так называемых «нулевых» (предварительных) слушаний по проекту городского бюджета на следующий год председатель комитета по транспорта Александр Головин заявлял о 11 млрд рублей, которые потребуются для расчетов с перевозчиками. Однако уже к сентябрю обсуждаемая цифра выросла почти в два раза.