Петербургские ученые выяснили, что скелет простой морской губки способен выдержать нагревание до тысячи градусов без серьезных потерь. Из костей животного собираются делать экологически чистые материалы.

Открытие сделал специалисты СПбГУ в новом направлении науки — экстремальной биомиметике. Основная задача этого направления — создавать новые материалы, которые имитируют свойства биологических, сообщает пресс-служба вуза

На этот раз исследователи решили имитировать свойства морской губки, точнее — ее скелета.

«За 600 миллионов лет существования эти животные научились синтезировать скелет размером от сантиметра до метра и пережили многочисленные природные катаклизмы»,
— объясняют ученые.

Самое ценное в скелете губки — вещество под названием спонгин. И он, возможно, станет ключом к созданию органических материалов, которые придут на смену нынешним неэкологичным.

Состоит спонгин из рогового вещества, то есть из того же, что и волосы, рога животных, кости.

«(Спонгин) способен выдерживать высокие температуры: до 360 °C при наличии кислорода и до 1200 °C без него»,
— рассказывают в СПбГУ.

Кроме того, это вещество не боится воздействия кислот, подчеркивают исследователи.

Во время экспериментов спонгин нагревали до 650 градусов, но он сохранил прочность. Его положили в печь, где температура достигала 1,2 тыс. градусов. Прочие биологические материалы превратились бы от такого в пыль. А спонгин хоть и потерял 70% объема, но полностью сохранил микроструктуру.

«Получившийся в результате эксперимента прочный нанопористый материал с большой площадью поверхности хорошо подойдет для изготовления химического катализатора», — заявили в СПбГУ.

Использовать этот катализатор можно будет, к примеру, для очистки воды от химических примесей, которые попадают в реки и озера.