Улыбаться и не быть слишком серьезными — с таким напутствием завершил встречу модератор секции Культурного форума, посвященной застройке и реконструкции центра Петербурга.

Он мог бы этого и не произносить: участники с самого начала общения сошлись во мнении, что они гомеопаты, посетовали на несгибаемых собственников квартир и пеняли на плохие законы.

Таков итог этой секции первого дня VIII Международного культурного форума. Петербург на ней представлял председатель комитета по охране памятников Сергей Макаров, граффитист Покрас Лампас, сооснователь управляющей компании «Теорема» Игорь Водопьянов.

Водопьянов, по сути, выступил за всех девелоперов, желающих что-то построить или снести в центре Петербурга, но наталкивающихся на проблемных жителей и законы.

Совладелец «Теоремы» сразу расставил точки над i. По его словам, «у нас тут слет гомеопатов и разговоры» и понадеялся на то, что рано или поздно, но на Культурном форуме состоится «слет хирургов» с решениями.

«Мы может лет 30 такие беседы вести. Памятник, архитектура, туда, сюда»,
— сказал Водопьянов.

Он добавил, что решение проблемы — снижение требований по охране периферии исторического центра. Это позволит туда прийти инвестору. В качестве примера назвал Коломну, где можно возвести качественное жилье.

Но, по словам Водопьянова, любая реконструкция спотыкается о несгибаемых бабушек с котами, которые говорят, что никуда не поедут, потому что живут тут годами.

Водопьянов добавил, что сложно представить, что в Петербурге может появиться центр Пампиду, а в Париже он смотрится органично.

«В рамках героической борьбы питерцев с «Газпромом» удалось отселить здание в Лахту. В рамках борьбы определили эферемерную линию горизонта и поэтому философия следующая — стройте любую гадость, лишь бы она невысокая была»,
— сказал Водопьянов.

По его мысли, сосредоточиваться надо не на размере кучи, а на ее качестве.

Покрас Лампас рассуждал о том, что залог успеха в сохранении культурного центра — это выстраивание диалога. Город должен быть притягателен для молодого поколения, а креативную среду можно формировать за счет внутренних ресурсов.

«В Петербурге это многие готовы делать на лояльной основе»,
— сказал он.

Председатель КГИОП Макаров вспомнил недавно просмотренный фильм.

«Там альпинист упал в расщелину и мучается вопросом: отрезать ли ему руку. У нас не та ситуация, чтобы чем-то пожертвовать, чтобы выбраться из расщелины»,
— сравнил Сергей Макаров.

Аплодисменты зала то и дело срывали фразы гостей из Европы, твердивших, что Петербургу не нужны небоскребы.

Финалом часового обсуждения судьбы исторического центра города стала демонстрация сцены из легендарного фильма марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». Барон Мюнхгаузен в исполнении актера Олега Янковского смотрит на зрителей и участников секции и говорит:

«Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»