Комитет имущественных отношений Петербурга разработал порядок предоставления альтернативных мест под ларьки. Предприниматели с одной стороны приветствуют такую инициативу, с другой стороны — разочарованы, она коснется единиц.

КИО разработал порядок распределения альтернативных мест под нестационарные торговые объекты, сообщает «Свое дело плюс» svoedeloplus.com. Суть разработки в том, что альтернативные места, которые всячески обсуждали в связи с принятием поправок в федеральный закон о торговле, предоставление которых увязывали с принципом «Меняется место — сохраняется бизнес», будут предоставлять не всем. Прежде всего тем предпринимателям, договор с которыми расторгли в одностороннем порядке.

Например, принято решение о строительстве дороги на месте ларька или возведении крупного капитального объекта. При этом площадь участка должна соответствовать предыдущему участку или превышать его, но не более, чем на 25%. Также учитывается, что участок не выставлен на торги.

Меняется место, убивается бизнес

«Очень хорошо, — рассуждает Янина Гришина, глава НП «Содействие малому бизнесу», — но инициатива комитета коснется единиц предпринимателей, тех, у кого с городом заключен договор размещения. Большинство же петербургских предпринимателей сектора нестационарной торговли имеет договора аренды неопределенного срока действия».

Всего в городе более 8 тысяч земельных участков под НТО и на более, чем 6 тысяч участков заключены договора аренды или размещения, 80% по данным экспертов — на неопределенном сроке действия. Предприниматели предпочитают именно договора аренды, хотя власти призывали их переходить на договора размещения начиная с 2012 года. Договора аренды имеют большую определенность и дают больше прав на управление участками. В том числе, такие договора можно продлевать, если договор грубо не нарушался за время срока действия.

Киоск на бульваре Ротшильда в Тель-Авиве работает 100 лет, владеет и управляет им одна и та же семья. Фото: Лилия Агаркова

«Пока эта инициатива не доработана, — продолжает Янина Гришина, — кроме того, в РГИС (геоинформационной системе) контуры участков зачастую не совпадают с реальными договорами, участки могут изыматься по РГИС, а на самом деле торговый объект стоит в другом месте, это тоже следует учесть».

И самое главное, рассуждает лидер НП «Содействие малому бизнесу», где именно будут раздаваться эти новые альтернативные участки.

«Город поделен на зоны, все зоны имеют свои коэффициенты, в соответствии с которыми начисляется арендная плата. Учитывается близость к основным магистралям, станциям метро, а давать их могут в чистом поле. Нужно, чтобы проект постановления учитывал зоны и альтернатива была изыскана в подобной зоне»,
— рассуждает Янина Гришина.

Кроме того, тем, кого все-таки снесут без предоставления альтернативы, может быть положена денежная компенсация, как это было в Москве, когда проходили мероприятия, известные как «ночь длинных ковшей».

Борьба за пустое место

«Если мои павильоны снесут, — рассуждает предприниматель Роман Курбатов, генеральный директор ООО «Диапазон», управляющее магазинами шаговой доступности на остановках городского транспорта на ул. Кораблестроителей, — то я гарантирую, что никто не сможет ничего больше здесь построить — процесс согласований со всеми ведомствами и комитетами, администрациями, подведения коммуникаций занял несколько лет, сейчас это, практически, повторить невозможно. С тех пор и требования ужесточились, и настроение у чиновников давно сменилось на «запрещенческое».

Практически все согласования на такие временные объекты не отличаются от согласований на капитальные строения.

«Таким образом, убрав нынешние магазины, чиновники получат пустое место»,
— говорит предприниматель.

У магазинов Романа Курбатова договор аренды заканчивается в 2020 году. Жители знают их, как достойную альтернативу сетям: здесь можно купить мясо и молочную продукцию как на фермерском рынке, фрукты и овощи также отличаются от тех, что продаются в федеральных сетях. Кроме того, здесь сделан довольно вместительный навес над остановкой, где в непогоду могут укрыться пассажиры городского транспорта. Обычные»стеклянные» остановки явно проигрывают таким остановкам-магазинов.