В Петербурге начался очередной передел рынка медотходов. Жертвой рынка объемом порядка 400 млн рублей в год пали частные компании, есть уже и первые уголовные дела, и посадки в СИЗО, и первые обвинения в адрес друг друга. «Мойка78» рассказывает, как проходит передел рынка и кому может быть выгодно задержание гендиректора главного частного петербургского утилизатора медотходов.
Заинтересованные лица
Финансы
Такого большого количества частных компаний, занимающихся утилизацией медотходов, в Петербурге не было вплоть до 2015 года. За год до этого Росприроднадзор принял решение отменить обязательное лицензирование работы с таким типов отходов. Это повлекло за собой открытие рынка для всех желающих, которых, как оказалось, было немало. Отмена обязательного лицензирования в первую очередь ударила по государственным предприятиям, которым и стал ПТЦ «Спецтранс». В 2013 году, когда проводился последний централизованный конкурс, где победителем стал ПТЦ «Спецтранс», цена за вывоз, обработку и уничтожение отходов составляла 70 рублей за килограмм. Сейчас ООО «Белый Трест» предлагает эти услуги всего за 30 рублей.
Руководитель крупнейшего частного игрока рынка утилизации и обработки медицинских отходов в Петербурге группы компаний «Белый Трест» Александр Сулягин в течение полугода сидит в СИЗО за «хищение» еще не выделенных средств. Бизнес находится под угрозой, а совладельцы называют дело сфабрикованным в интересах госкомпаний.
Очевидно, что открытый рынок только вредит предприятию, которое находится в структуре комитета по благоустройству Петербургу. Такого же мнения придерживаются и совладельцы ООО «Белый Трест» Денис Титов и Виктор Аксенов. Отметим, что главный конкурент ООО «Белый Трест» — ПТЦ «Спецтранс» отказался комментировать ситуацию, складывающуюся на рынке.
ООО «УК «Белый Трест» и ООО «Белый Трест» работают с 2015 и 2016 года соответственно. Бизнес является проектом предпринимателя Александра Сулягина и его партнеров — Виктора Аксенова и Дениса Титова. В конце 2018 года и начале 2019 года ООО «Белый Трест» и ООО «УК Белый Трест» выиграли 42 аукциона на общую сумму 24,8 млн рублей, проводимых государственными медицинскими учреждениями. Все работы должны быть выполнены вплоть до 31 декабря текущего года.
Проверки
В 2019 году группу компаний четыре раза проверяли сотрудники управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленобласти. Три из этих проверок пришлись на ООО «Белый Трест».
В январе 2019 года предприятие с проверкой посетили сотрудники Роспотребнадзора. Они обнаружили хранение отходов прямо на земле и без холодильников, отсутствие очистки сточных вод и информации на печах, «позволяющей идентифицировать технику в соответствии с санэпидзаключениями». В связи с этим Тосненский районный суд 17 января постановил приостановить работу компании на 60 суток.
В марте 2019 года сотрудники надзорного органа в ходе внеплановой проверки выявили единственное для ООО «Белый Трест» нарушение — санитарных норм. В том же месяце проверка обнаружила нарушение и в ООО «УК Белый Трест», в тот момент у компании отсутствовало санитарно-эпидемиологическое заключение на сбор и транспортировку отходов I класса опасности.
Судебное разбирательство
Претензии
В адрес деятельности ООО «Белый Трест» нелестно отзываются активисты из Ленобласти. Так, в апреле 2019 года жители Федоровского городского поселения потребовали закрытия мусоросжигающего предприятия ООО «Белый трест», а также привлечения возможных нарушителей к ответственности. Отметим, что местные жители не располагали информацией о возможном загрязнении окружающей среды, требуя от администрации Ленобласти провести соответствующие замеры.
Суд
Уголовное дело было возбуждено экономическим отделом УМВД по Василеостровскому району Петербурга 4 апреля в отношении гендиректора ООО «Белый Трест» Александра Сулягина по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Его задержали 16 июля 2019 года.
Обвинение вменяет Сулягину неисполнение обязательств с последующим хищением денежных средств на сумму порядка 18 млн рублей. В частности, обвинение настаивает на том, что ООО «Белый Трест» вывозило опасные медицинские отходы на полигон ООО «Полигон ТБО», не имеющего права размещать у себя на полигоне золу от сжигания этого типа отходов. В свою очередь, ООО «Белый Трест» имеет действующий договор с ООО «СТАКС-Вектор» по вывозу и размещению медицинских отходов (документ имеется в распоряжении «Мойки78»).
Защита, в свою очередь настаивает на том, что медицинские отходы вывозились на соответствующие для этого территории. В частности, представители Александр Сулягина отмечают, что факт хищения денежных средств не доказан, а основное обвинение строится на нарушениях экологического законодательства, и требуют переквалификации уголовного дела в административное.