«Мойка78» изучила судебную практику, когда граждане, проживающие в коммунальных квартирах, судятся из-за долгов своих соседей, и выяснила, как возникает такая проблема.

В типичной коммунальной квартире Северной столицы, как правило, прибор учета электроэнергии стоит один на все комнаты. Абонентский номер — тоже общий. Часто жильцы не помнят, кем и когда был установлен счетчик. А о так называемом межповерочном интервале и вовсе не догадываются. Сбытовые компании такой неосведомленностью пользуются и под предлогом невозможности выделения доли каждого жильца в данной квартире требуют оплатить долг солидарно. А сколько там проживает людей и как они потом между собой будут рассчитываться — никого не волнует.

Межповерочный интервал — это промежуток времени, через который необходимо произвести поверку прибора учета. В противном случае он будет считаться нерабочим, а его показания нельзя принимать для расчета.

Поддержка незащищенных слоев населения и улучшение личного социально-экономического положения граждан — это те приоритеты, которые поставил президент РФ в одном из последних посланий Федеральному собранию. Но несмотря на это монополисты в сфере ЖКХ продолжают давить на граждан, живущих в стесненных условиях, придумывая все новые и новые способы борьбы с “должниками”. Их не выпускают за границу, грозят выселением и арестом имущества, отключением воды, тепла и электричества. А порой и вовсе кошмарят самыми изощренными методами, например, посвящают “должникам” стихи, которые печатают на квитанциях, сутками названивают по телефону или даже исполняют под окнами похоронный марш.

Вот пара примеров, которые наглядно показывают, как АО «Петроэлектросбыт» пытается взыскивать огромные долги с петербуржцев, о которых люди даже не подозревали.

Один из последних случаев произошел в доме №37А на ул. Руставели, где с 50-ти жильцов коммунальной квартиры пытаются взыскать почти миллионный долг за электроэнергию. Конфликт начался в конце прошлого года. До этого граждане, по их словам, исправно оплачивали квитанции и ни писем, ни претензий от компании не получали. Когда пришли в головной офис ПЭС с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, в ответ получили проверку, которая выявила: межповерочный интервал прибора учета давно истек, а в период с 2008 по 2016 годы жильцам начислялась плата не по показаниям счетчика, а по нормативам. Сделали перерасчет по показаниям счетчика (причем с самого начала и по весну 2019 г.) — сумма вместе с пенями составила около двух миллионов рублей, из них 844 тысячи монополист рассчитывает через суд получить со всех жильцов солидарно.

Еще одна история, но уже в конце прошлого года произошла в доме №55/20 на 12-й линии Васильевского острова. О ней один из собственников рассказал в социальных сетях. Мужчина прописан в одной из комнат коммунальной квартиры и имеет отдельный лицевой счет для оплаты электроэнергии. Со слов петербуржца, квитанции оплачивались регулярно. Однако информации об отдельном лицевом счете в ПЭС не нашли и перекинули оплату на общий счет квартиры, выставив долг в 106 тысяч рублей, накопленный, якобы, с 2013 года. И в этом случае монополист пытается взыскать долг солидарно со всех жильцов коммунальной квартиры.

Чтобы выяснить, как нужно правильно рассчитывать сумму оплаты за электроэнергию в коммунальной квартире, корреспондент «Мойки78» позвонил в контактный центр АО «Петроэлектросбыт». Вот какой получился диалог:

«Добрый день. Я собираюсь купить комнату в коммунальной квартире. Как мне правильно рассчитать плату за свет в ней?»

«Посчитать свою долю в этой квартире. Между собственниками существует солидарная ответственность по оплате задолженности. Собственники сами распределяют оплату. В этой квартире разделены абонентские счета? Каждому собственнику может приходить свой счет — он его оплачивает. И дополнительно — места общего пользования».

«А есть ли опасность того, что общий долг по оплате за электроэнергию (если он вдруг возникнет) ляжет на кого-то одного из квартиры?»

«Да, списание с карты происходит у одного собственника».

«Почему именно так?»

«Видимо только у одного собственника есть карта, с которой можно списать средства за оплату. Но этот абонент может подать в суд с регрессным требованием о возмещении ущерба со всех жильцов».

«А что делать, если возникнет ситуация с долгом?»

«Договариваться с собственниками».

«Мойка78» также обсудила проблему с юристами и сделала инструкцию — как судиться с АО «Петроэлетросбыт». В первую очередь нужно ознакомиться с делом, попытаться изучить его самостоятельно или с помощью юриста. Можно написать отзыв на исковое заявление. Не забудьте посмотреть, какие подавались показания прибора учета. И когда. Проверьте срок, когда истекает межповерочный интервал. Напишите письменное возражение суду (с чем и почему не согласны). Или направьте встречный иск. Главное — не прячьтесь от проблемы. Смело выходите в суд со всеми собранными документами и отстаивайте свою правоту.

За вопросы энергетики и тарифного регулирования в Петербурге отвечает вице-губернатор Максим Шаскольский, который координирует деятельность комитета по тарифам Санкт-Петербурга (председатель Дмитрий Коптин) и комитета по энергетике и тарифному обеспечению (председатель Андрей Бондарчук).

«Петроэлектросбыт»- агент Петербургской сбытовой компании по обслуживанию населения. Гендиректором АО ПСК год назад был назначен Сергей Кропачев. В ПСК он работает с 2011 года, начав с должности ведущего юрисконсульта. Затем он работал в дирекции по работе на рынке электроэнергии и возглавил ее в 2013 году. Вице-губернатор Петербурга Максим Шаскольский был главой «Петербургской сбытовой компании» с 2013 года.