Эпидемия коронавируса и связанный с ним режим самоизоляции серьезно ударил по бизнесу всех отраслей, особенно по непродовольственному ретейлу, где продажи упали до 90%. При этом, по словам генерального директора информационно-аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, власти не принимают существенных мер по поддержке предпринимателей. Чиновники будто не видят, в каким последствиям может привести их бездействие:

Карантинные мероприятия, обозначенные сроком до 30 апреля, вполне возможно будут пролонгированы на более поздний срок. В этой связи бизнес находится в самой непростой ситуации. Уже в конце марта — начале апреля было зафиксировано падение продаж в целом по розничной торговле на 40%. Продовольственный ретейл в конце марта показывал некоторый прирост на фоне ажиотажа, но сейчас уже видно снижение посещаемости и продаж. В зависимости от сегмента, от формата магазинов цифры колеблются от 15 до 40%.

Что касается непродовольственного ретейла — здесь ситуация просто катастрофична. Падение в отдельных категориях на 70-90%. Попытки компенсировать это переходом в онлайн обречены на неуспех, потому что количество интернет-запросов растет. Только за март прирост составил порядка 50-60%, но у нас рынок онлайн-покупок всего 3% от розничного товарооборота в целом. Это мизерный объем. Поэтому компании, которые работают в дистанционной торговле, сейчас перегружены заказами и испытывают проблемы в осуществлении текущей деятельности, ведь на них тоже распространяются в некотором случае ограничения по работе персонала. 

Если говорить о деятельности поставщиков, мы их опросили и 40% опрошенных компаний планируют снижение объемов продаж в 2020 году, хотя раньше речь шла не более чем о 10%. Также 35% респондентов заявляют о планах по сокращению персонала в ближайшие 90 дней. Этот тревожный факт потом скажется на экономике в целом и, в частности, на доходах населения.

В этой связи сейчас нужны более решительные и комплексные действия по поддержке населения и бизнеса в нашей стране. Тот набор мер, который пока все еще обсуждается, весьма скромен, по сравнению с тем, что предпринимают в других странах. Например, если мы посмотрим на зарубежный опыт, там страны в среднем направляют на поддержку до 10% ВВП. В России даже обещанный комплекс мер исчисляется пока единицами процентов. Правительство все еще занимает консервативную позицию.

Хочу обратить внимание на действия властей: то, что сейчас бизнес подставили и сделали заложником этой ситуации, — это вопиюще неправильная позиция. Фактически, с одной стороны, были объявлены нерабочие дни, в рамках которых персонал не может выйти на работу, с другой — все обязательства, которые ранее были заключены по контракту, необходимо выполнять: нужно платить по кредитам, а банки уже рассылают «письма счастья» с просьбой о своевременных выплатах, необходимо платить налоги, зарплату для персонала, которую государство им пообещало. Требуется банально выполнять заключенные контракты. Как это возможно сделать в условиях нерабочего месяца, я не представляю. По сути дела, либо нужно нарушать все рекомендации и нормы, которые нам сейчас предписываются, либо признаться в своей несостоятельности и объявить о банкротстве.

Мне кажется, сегодня хотя бы в отдельных секторах бизнеса необходимо объявить о том, что у нас форс-мажор, остановить действие существующих обязательств и договоров до того времени, пока не будет снята угроза эпидемии в нашей стране. Только таким образом мы сможем спасти хотя бы часть предпринимателей. В противном случае в мае на работу просто некуда будет возвращаться, потому что добросовестные компании объявят себя банкротами. Поэтому я призываю и общественность, и власти — за счет бизнеса не должны быть решены все социальные проблемы. Все-таки государство должно взять на себя существенную роль в решении этой непростой ситуации.

Для справки:

Компания INFOLine — это информационно-аналитическое агентство, созданное в 1999 году для оказания услуг в сфере B2B. В компанию INFOLine входят: «INFOLine — Мониторинг» (оперативный сбор экономических событий), «INFOLine — Аналитика» (разработка и реализация аналитических продуктов), а также информационный портал «ADVIS.ru».  Иван Федяков возглавил компанию в 2001 году. С 2007 года является ее соучредителем.