Потенциально заразные одноразовые маски, которые петербуржцы выбрасывают в мусорные баки, согласно закону являются бытовыми отходами, фактически — медицинскими и требуют особых условий при утилизации. Комитет по благоустройству отвечает за бытовые отходы, называет маски медицинским мусором и не мешает им распространять коронавирус по Петербургу.

С заражением города коронавирусом распространяются одноразовые маски. Их производство наладили, и скоро миллионы использованных средств защиты полетят в мусорные баки. При этом многие носившие маски могут быть скрытыми переносчиками вируса, и их маски автоматически становятся угрозой для города.

В петербургском управлении Роспотребнадзора «Мойке78» заявили, что медицинскими считаются отходы, образованные в медицинских учреждениях. Их утилизируют специальным образом. Маски, в которых горожане ходят по улицам, сидят дома или посещают всякие заведения, являются бытовым мусором, за который отвечает комитет по благоустройству, считают в Роспотребнадзоре.

В комитете по благоустройству, которым временного руководит Сергей Малинин, заявили, что маски — не бытовые отходы, и ведомство не принимает мер для правильной их утилизации.

«Медицинские маски, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, не относятся к твердым коммунальным отходам. Следовательно, они не являются предметом ведения Комитета по благоустройству»,
— заявили нашему изданию в комитете по благоустройству, чью деятельность курирует вице-губернатор Николай Бондаренко.

В свою очередь Кристина Сулягина, директор научно-производственного объединения «Поляна», которое занимается утилизацией опасных отходов, в беседе с «Мойкой78» ссылается на положения федерального закона 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».

Согласно этому документу, говорит эксперт, медицинскими признаются отходы, полученные в результате конкретных видов деятельности (перечень насчитывает всего четыре пункта).

«В том случае, если данный отход (медицинская маска) использовался лицами вне указанных организаций (в общественных местах, транспорте, на улице, в жилых и нежилых помещениях), то данный отход действующим законодательством медицинским не признаётся и относится к обычным отходам производства и потребления»,
— считает Кристина Сулягина.

С другой стороны, все тот же федеральный закон об охране здоровья россиян содержит критерии для оценки опасности медицинских отходов (А, Б, В, Г, Д). Для присвоения класса опасности видам отходов есть критерии, объясняет директор научно-производственное объединение «Поляна».

Так, класс Б (эпидемиологически опасные отходы) присваивается, если с отходами контактировали инфицированные или потенциально инфицированные. Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы) присваивают, если отходы контактировали с зараженными и сами могут быть переносчиками заразы.

«Таким образом, в настоящее время имеется правовая коллизия, в связи с тем, что использованная маска в независимости от места и вида использования является отходом, представляющим эпидемиологическую опасность, однако специальные требования по обращению с данным отходом установлены, только если эта маска использовалась медицинском учреждении (и ином специальном учреждении), в остальных случаях с данным отходом обращаются как с твёрдым коммунальным»,
— считает Кристина Сулягина.

Сейчас, по ее словам, необходимо законодательно урегулировать вопрос обращения с использованными масками как с отдельным типом отходов. Пока же это не сделано, можно использовать те же меры, что комитет по благоустройству принимает для утилизации батареек, ртутных ламп и прочих опасных отходов.

«Полагаем необходимым организовать накопление медицинских масок и иных изделий медицинского назначения (шприцов, игл, бинтов, ваты и т. п.), используемых в быту, отдельно от ТКО путём организации отдельных контейнеров для данных отходов на контейнерных площадках многоквартирных домов и офисных зданий. Вывоз данных отходов должен осуществляться каждые 24 часа»,
— резюмировала собеседница «Мойки78».