Суды пока не спешат признавать коронавирус форс-мажором в делах, где компании пытаются доказать свои убытки, добиться послаблений и отсрочек по различным платежам. Хотя российская Торгово-промышленная палата стала выдавать предпринимателям заключения об обстоятельствах непреодолимой силы во взаимоотношениях между коммерческими организациями.

Как сообщил «Мойке78» адвокат, управляющий партнер CTL Дмитрий Кудрявцев, на сегодняшний день дел, где так или иначе решается вопрос о наличии форс-мажора в связи с пандемией, ещё мало. В основном речь идет об отсрочках рассмотрения споров. Например, в Петербурге из-за коронавируса пока только просят перенести заседания. Так, руководитель ООО «Астра» не смог принять участие в судебном разбирательстве по иску «Водоканала» из-за своего возраста.

«Он подал ходатайство о переносе даты рассмотрения дела, ссылаясь на то, что является единственным сотрудником в компании и ему 72 года, а в соответствии с нормативными актами правительства Петербурга, где он сейчас находится, и города Москвы, где происходит рассмотрение дела, лица старше 65 лет обязаны не покидать место жительства и должны соблюдать самоизоляцию. В удовлетворении ходатайства ему было отказано, рассмотрение произведено без участия данного лица, организация внесена в РНП, никакой оценки заявленной позиции, ФАС не дал»,
— рассказывает спикер.

Расстояние помешало ответчику и в Тверской области: там организация не смогла предоставить нужные документы, сославшись на то, что руководство находится в другой стране, а международные границы закрыты. Эти доводы суд также не счел вескими.

Некоторые организации стараются воспользоваться пандемией, чтобы добиться скидок и уменьшить бремя выплат, указывая период, который не имеет отношения к коронавирусу. Например, такое было в Челябинской области, где компания пыталась в два раза снизить сумму неустойки, накопившейся до августа 2019 года. Суд отклонил просьбу.

«Совокупность изложенных примеров чётко показывает, что государство в целом и судебная система в частности не готова к массовому признанию текущей обстановки форс-мажорным обстоятельством. Представляется, что лицам, ведущим предпринимательскую деятельность, нужно будет в судах каждый раз находить весомые аргументы для доказывания форс-мажора в том или ином деле. Вероятно, со временем сформируются некие стандарты доказывания данных обстоятельств, появится некий перечень обстоятельств и ситуаций, подтверждающих наличие форс-мажора»,
— говорит Дмитрий Кудрявцев.

Тем не менее некоторые суды все-таки отметили влияние коронавируса. Например, в АС Смоленской области учел распространение инфекции при назначении наказания по одному из дел об административном правонарушении, правда, не как самостоятельный фактор, а как событие, повлиявшее на финансовое положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

В целом, по словам адвоката Pen & Paper Романа Пархоменко, ограничительные меры властей будут рассматриваться судами как форс-мажор, но уже после их полного возвращения к работе.

«В обзоре судебной практики от 21 апреля 2020 года ВС РФ пояснил, что ограничительные меры могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы в зависимости от конкретной ситуации»,
— говорит спикер.

Отметим, что для бизнеса признание форс-мажора позволит избежать ответственности за нарушение обязательств в виде неустоек, штрафов и убытков при условии, что обстоятельство не могло быть исполнено именно в связи с ограничительными мерами.

Как сообщалось ранее, количество прекративших свою деятельность индивидуальных предпринимателей в России за март текущего года составило 66,8 тысячи. Это на 77,2% больше прошлогодних показателей.