В Петербурге эксперты прогнозируют рост спроса на малометражные офисные помещения. В целом, это нормальная реакция рынка в любой кризис, но в этот раз некоторые организации планируют принять такое решение, именно оценив формат удаленной работы.

Плоды кризиса и самоизоляции

Как сообщили «Мойке78» в пресс-службе аналитического центра «Циан», за последние два месяца в Петербурге не было резкого всплеска на небольшие офисы. Возможно, это связано с тем, что бизнесу во время самоизоляции было не до этого. Но в скором времени эксперты ожидают рост интереса к помещениям небольшого метража.

«Это характерно для начала любого кризиса: подобное фиксировалось и в 2009, и в 2015 году. Компании оптимизируют свои издержки, и сокращение офисных площадей — одна из первоочередных мер. Этот тренд в текущем году будет выражен сильнее из-за последствий пандемии. В частности, небольшие помещения могут быть интересны тем организациям, которые в период удаленной работы убедились в ее эффективности, но в качестве опции для сотрудников хотели бы предложить им возможность работать в офисном пространстве недалеко от дома, а не в одном офисе в отдельном бизнес-центре»,
— объяснили в «Циан».

Тем временем, по данным компании Hh.ru, которая опросила 168 руководителей петербургских организаций, полностью на удаленку, отказавшись от офисов, уйдут немногие. Скорее компании пока примеряют новый для себя формат. Так, 58% респондентов после самоизоляции вернут сотрудников в офисы, 23% продолжат удаленку до тех пор, пока ситуация с коронавирусной пандемией не стабилизируется, 11% сделают смешанный формат — удаленно-офисный, когда работники будут 1-2 раза в неделю трудиться из офиса, а в остальные дни из дома. Только 8% опрошенных заявили, что планируют отказаться от офисов, позволив сотрудникам работать из дома. Пресс-секретарь Ирина Жильникова пояснила, что все зависит от отрасли организации.

«Если в IT, телекоммуникациях, маркетинге это распространенная схема работы, то у производственных компаний такая практика представляется маловозможной. Если говорить о фирмах, которые полностью готовы закрыть офисы, мне кажется, что коронакризис дал этому толчок. Руководство стало понимать, что если работодатель отпускает сотрудника в свободное домашний офис, это не значит, что человек тут же начнет смотреть сериалы, заниматься домашним хозяйством или семьей. Как показывают данные опроса, многие люди не только не снизили эффективность труда, им наоборот удалось повысить производительность. Но, конечно, в этом смысле имеет большое значение и атмосфера, и обустройство рабочего места, и коммуникации с коллегами»,
— объяснила специалист.

Примерка формата

Как сообщили «Мойке78» в пресс-службе «Циана», в компании удаленка сохранится до 1 сентября, дальше руководство будет ориентироваться по ситуации и смотреть на эпидемиологическую обстановку. При желании сотрудников этот формат можно продлить.

«Уже сейчас мы приняли решение, что до конца года есть возможность по желанию и решению отдельных команд остаться на полной или частичной удаленке»,
— пояснили в компании.

В «Авито» на удаленке работает 2000 сотрудников. Изначально формат home-office здесь установили до 10 мая, но позже продлили до конца лета, чтобы минимизировать риски для здоровья людей.

«Мы убедились в доступности инструментов для удаленной работы, проверили конференц-звонки на большое количество участников и увеличили пропускную способность vpn-каналов. Компания закупила недостающее оборудование – ноутбуки, дополнительные мониторы, телефонию и лицензии на разные программные продукты – всё необходимое для удаленной работы»,
— рассказали в пресс-службе «Авито».

Работа из дома не обошла стороной и сервисы доставки еды, а точнее их офисных сотрудников. Так, компания «Самокат» тоже перевела работников на удаленку.

«У нас не было больших офисов изначально, мы располагались в коворкингах в Москве и Петербурге, где арендовали определенное количество рабочих мест под наших сотрудников. Так получилось, что с приходом пандемии и переходом на удаленный формат работы нам пришлось перестроить некоторые процессы, в том числе работу нашей HR-службы. Когда мы поняли, что нам нужно нанимать больше курьеров, то перешли полностью в онлайн, наняли больше сотрудников, перевели внутренние стандарты под удаленку. Сейчас у нас в оффлайне для наших сотрудников почти никаких активностей не осталось. Возможно, эта часть работы HR-службы останется на удаленке. То же самое посмотрим, что будет с другими подразделениями по результатам опыта, который мы наработали за 2,5 работы на удаленном режиме»,
— рассказали «Мойке78» в пресс-службе «Самоката».

Тем не менее в компании отметили, что отказываться от аренды коммерческих помещений для офисных сотрудников пока не намерены.

В «Улыбке радуги» тоже пока не планируют расставаться с офисами, они сейчас меняются в сторону менее плотного расположения рабочих мест, появления hot-desk и мест для комфортной и безопасной коммуникации. Что же касается сотрудников, торговая сеть готова перевести их на частичную удаленку, так как этот формат показал свою эффективность.

«Сотрудники сообщили нам о готовности и дальше работать в таком режиме. Около 10% офисного персонала воспринимают переход на удаленный режим работы как благо и даже как элемент социального пакета. Текущая эпидемиологическая обстановка подталкивает нас, как сотрудников, так и работодателей, к пересмотру графиков работы. На первый план выходит эффективность, а не присутствие в офисе с 9 до 18. Мы идем навстречу пожеланиям сотрудников и предлагаем более гибкий режим работы для большинства офисных подразделений. Как правило, речь идет о сочетании удаленного и очного формата работы»,
— сообщила «Мойке78» директор по персоналу сети магазинов «Улыбка радуги» Ирина Гусакова.

Отметим, по словам экспертов, потребность в больших коммерческих помещениях может уменьшиться у организаций, которые оказывают удаленные услуги, ведут интернет-деятельность, работают в сфере телекоммуникаций, маркетинговых агентств и IT.