Режим вынужденной самоизоляции особенно остро сказывается на детях с инвалидностью. Ведь для них важны и прогулки, и специальные занятия, и общение не только с тьюторами и родителями, но и со сверстниками.

В первую очередь в изоляции у детей с особенностями ухудшается эмоциональное состояние. Они будто попадают в вакуум, ведь у них пропадают те немногочисленные контакты, которые были до эпидемии коронавируса, считает член президиума Ассоциации ГАООРДИ, координатор проектов по работе с родителями и детьми Ольга Яковлева.

По словам специалиста, у ребят с ДЦП, которые, как известно, испытывают трудности двигательного плана, появляется дефицит общения. Им сложно переписываться с друзьями в социальных сетях. А дети с аутизмом из-за неизбежного нарушения режима и распорядка дня так и вовсе испытывают жуткий дискомфорт, зачастую перерастающий в агрессию.

«Это связано с тем, что многие реабилитационные центры и медицинские учреждения, где они получали помощь и поддержку, сейчас закрыты. Поэтому дети с особенностями не могут, например, посещать бассейн, ходить на массаж или даже уехать в санаторий, хотя долго ждали путевку от фонда социального страхования»,
— пояснила Ольга Яковлева.

Есть такое явление — невидимая инвалидность, когда внешне ребенок кажется здоровым, однако внутренне — имеет некие нарушения. При этом он прекрасно вписывается в обычный детский коллектив школы или детского сада. Так вот в режиме самоизоляции у такого школьника есть возможность хотя бы переписываться с друзьями, в то время как дошкольник остается один на один с мамой или папой. У него возникают вопросы вроде «а почему я не могу выйти на улицу» или «когда я пойду в детский сад». В этом случае родителям приходится аккуратно объяснять, с чем это связано. Однако дети не всегда понимают причины. Как и необходимость носить маску или перчатки. Детям с аутизмом или синдромом дауна эти вещи доставляют лишний дискомфорт и приводят в недоумение от того, почему их заставляют все это на себя надевать.

«Несмотря на то, что все родители знают диагнозы своих детей, далеко не все из них являются специалистами в той или иной области. Но именно на взрослых сейчас падает колоссальная нагрузка. У нас есть мамы, которые даже обращались за помощью к психологу, поскольку у них не хватало сил, чтобы выдержать почти 24-часовое нахождение с ребенком. И речь вовсе не о том, что они не любят своих детей. Наоборот, очень даже любят. А о том, что у взрослых порой не хватает педагогического навыка, чтобы, например, продолжить обучение. Ведь у тьютора сейчас нет возможности прийти домой и помочь»,
— рассказала Ольга.

В Ассоциации ГАООРДИ есть «горячая линия», куда родители обращаются с теми вопросами и проблемами, которые их тревожат. Среди них, говорит Ольга, не только просьбы о психологической, но также о юридической поддержке. Например, касательно социальных пособий. А кому-то просто хочется прийти на мероприятие и отвлечься.

«В рамках Ассоциации ГАООРДИ проводится много семинаров или конкурсов. Один из них мы организовали дистанционно, что многие родители восприняли положительно. Ведь у них с детьми появилась общая цель»,
— рассказала Ольга Яковлева.

Кстати, общая цель и общая деятельность — это один из тех советов, которые в ГАООРДИ дают родителям особенных детей, чтобы помочь им пережить самоизоляцию. Кроме этого стоит отстроить режим — свой и ребенка. А еще перераспределить домашние обязанности — это сближает и формирует чувство ответственности. Но самое главное — выделить время на себя, ведь если мама и папа находятся в угасающем состоянии и у них опущены руки, помощи не получится.