Исследователи предложили использовать уровень НАД в качестве одного из маркеров биологического возраста организма и патологий его метаболических процессов (ожирение, болезни сердца, печени, хронические воспаления, рак, нейродегенеративные заболевания и т.д.).

НАД (никотинамидадениндинуклеотид) — это соединение, которое используется живыми существами для выработки энергии. В процессах обмена веществ оно забирает электроны у одних молекул, окисляет их и отдает другим, восстанавливая. Как сообщают РИА Новости со ссылкой на исследования, опубликованные в журнале Analytica Biochemistry, недавно у этого соединения были обнаружены функции, которые связаны с химическими модификациями белков.

Ученые заявляют, что форма НАД участвует в работе сигнальных систем клетки, которые позволяют ей реагировать на внешние стимулы. Изменения количества НАД в клетках в течение суток участвует в механизмах поддержания циркадных ритмов. Их работа ухудшается в процессе старения.

НАД можно использовать в клинической и исследовательской практике при наличии легкодоступных, быстрых и недорогих методик определения его количества в клетках. Но на данный момент требуется сложное оборудование, высококвалифицированный персонал и дорогие расходные материалы.

В качестве альтернативы сотрудники НИИ Физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ предложили формиатдегидрогеназу (ФДГ). Это фермент, который есть в растениях и микроорганизмах. Он способен передавать электроны муравьиной кислоты на молекулу НАД в виде отрицательно заряженного иона водорода, у которого есть «лишний» электрон.

НАД переходит из окисленной формы в восстановленную, которая способна флуоресцировать, благодаря чему количество принявшего электроны НАД можно определить при помощи флуоресцентного анализа. Эти свойства позволяют использовать ФДГ для определения НАД в сложных образцах биологических жидкостей, которые содержат много разных соединений.

Исследователи полагают, что можно создать набор реагентов для таких ферментативных измерений НАД в крови пациентов. Анализы можно будет проводить на недорогих устройствах, которые широко используются для диагностики, биотехнологий, ветеринарии и научных исследований. В аппарат помещают планшет со множеством лунок, благодаря чему можно одновременно анализировать до нескольких сотен образцов.