В Петербурге, по подсчетам Смольного, коммуной живут в 68 тысячах квартирах. Городские власти считают этот тип соседства неправильным и поэтому поставили перед собой задачу переселить обитателей в отдельные благоустроенные квартиры: с 2008 года в Санкт-Петербурге действует целевая программа. За прошедшее десятилетие в рамках программы расселено всего 44 тысячи.

Властей устраивает такой темп, и действие программы продлили до 2024.

Однако «Мойка78» выяснила, Культурную столицу еще лет сто будут величать столицей Коммуналок.

Марат (имя изменено) родом из Средней Азии, но теперь с гордостью называет себя петербуржцем. В феврале он купил долю в комнате в Красносельском районе и, значит, получил права на статус горожанина и городскую прописку.

«Было сложно, но мы сбросились с земляками и собрали деньги. Продавец просил 600 тысяч рублей за комнату. Для меня одного это огромная сумма, — нехотя признается Марат. — Мы сбросились с земляками, я купил и прописал всех, и они тоже теперь имеют петербургскую прописку».

До покупки квартиры Марат считался трудовым мигрантом. Он мог рассчитывать лишь на работу дворником или грузчиком. Теперь с городской пропиской его возможности в трудоустройстве почти не ограничены. Правда свою комнату в 12 квадратных метров он делит с земляками, но сособственники считают, что места хватит всем: трое работают по ночам, а четверо других – днем.

«Законом покупать недвижимость по долям не запрещено, — разъясняет адвокат Алексей Люкшин. — Человек имеет право покупать жилье и регистрировать в ней весь аул. Ведь регистрация не подразумевает одновременное проживание. Поэтому законных запретов на разделение недвижимости по долям нет».

Сейчас в Петербурге на продажу выставлено более 4 тысяч комнат. Из них 132 оцениваются дешевле одного млн рублей. Например, комнату в 10 квадратных метров в Левашово (Выборгский район) отдают за минимальные 400 тысяч.

Удивительно, но пандемия увеличила число предложений и снизила цены. А вот спрос на квартиры, в которых живут коммунами и не соблюдают социальную дистанцию, стабилен. Этот вид недвижимости традиционно востребован у студентов и их родителей, трудовых мигрантов и переселенцев с других регионов России. Эта недвижимость востребована и у коренных петербуржцев.

«Комнаты являются отличным инвестиционным продуктом, — заявляет генеральный директор агентства недвижимости Игорь Аболемов. — Особенно это касается тех помещений, которые располагаются в пешей доступности от станций метро. Подобные объекты легко находят арендаторов и приносят своему владельцу постоянный стабильный доход».

Наиболее высокий спрос на комнаты в двухкомнатных квартирах. В апреле число предложений даже увеличилось. Сейчас по долям распродают 87 двухкомнатных квартир. Риелторы подчеркивают, в продаже не только «старый фонд», покупателю предлагают так называемую «новую вторичку».

«Новая вторичка», то есть квартиры в сданных кирпично-монолитных домах, — разъясняет генеральный директор агентства «Петербургская Недвижимость» Сергей Дроздов, — это самый популярный вариант для покупки жилья на вторичном рынке. У «новой вторички» отличный инвестиционный потенциал, такую квартиру легко продать или сдать в аренду».

Подчеркнем, «новая вторичка» — это покомнатные доли в новостройках.

Застройщики, правда, не признаются, что продают недвижимость по долям. Но юристы не отрицают возможности покупки доли даже «после строителей».

«Простите за тавтологию, но купить по долям даже долевую собственность законом не запрещено»,
— продолжает адвокат Алексей Люкшин.

Теоретически разделение недвижимости происходит так: недвижимость на этапе котлована покупает семейная пара, а пока строится дом, семья объявляет о расторжении брака и разделе имущества. Квартира, разделенная по долям, получает новых собственников. Сособственники могут оформить общую недвижимость, как и по долям, так и каждую комнату как отдельную недвижимость.

Денис Четырбок, депутат ЗакСобрания Санкт-Петербурга, председатель комитета по законодательству и автор самых обсуждаемых петербуржцами законодательных инициатив, признается, что и сам вырос в коммунальной квартире. И поэтому как никто другой понимает проблему расселения жителей коммун. Однако Денис Четырбок считает нецелесообразным запрещать реализацию жилой недвижимости по долям.

«Право собственности – одно из приоритетных, мы никого не можем лишить этого права, — рассуждает депутат. — Чтобы решить в культурной столице проблему коммуналок, нужны не запреты, а деньги. Ежегодно при утверждении бюджета отдельной строкой утверждается сумма на расселение коммуналок – это самая приоритетная программа. И понятно, что чем больше средств закладывается, тем больше квартир будет расселено: где-то предлагается специальные субсидии, где-то – жилье в натуре. Направлений помощи достаточно, чтобы закрыть этот вопрос! Недостаточно только средств».

В настоящее время в Петербурге 68 тысяч коммуналок. В них проживает около 230 тысяч семей, но в 2020 году новое жилье получат всего 2 тысячи 402 семьи. С такой скоростью процесс расселения может занять лет 27, а с учетом формирования новых коммуналок он может быть вечным. При этом эксперты признаются, что сейчас на рынке все больше квартир, которые не могут быть расселены никогда – или по юридическим, или по техническим причинам.

Кстати, в ближайшее время депутаты Госдумы уже во втором чтении рассмотрят законопроект о запрете продаж квартир по микродолям. То есть если доля в квартире окажется меньше, чем определено местными властями, то в ее не только нельзя продать, но и в ней жить.

Подчеркнем, в Петербурге норматив на одиноко проживающего человека составляет 33 «квадрата» и 18 квадратов на каждого члена семьи. А среди предложений на продажу «Мойка78» нашла комнату в пять квадратных метров.