Количество квартир для сирот в доме должно быть ограничено долей в 25%. Такую поправку в правительственный законопроект об обеспечении сирот жильем в 2019 году приняла Госдума. Директор благотворительного фонда «Апрель», помогающего детям, живущим в детских домах, Людмила Уманец считает, что сокращение процентности и расселение бывших детдомовцев в разных частях города не поможет избавиться от так называемых «сиротских гетто», тем более проблема намного глубже, чем кажется.

«Проблема есть, но, боюсь, конкретного ответа на вопрос о том, как ее решить, нет. С 2019 года действует закон, который ограничивает количество детей-сирот, проживающих в одном доме. Сейчас в Петербурге остаются люди, которые до сих пор стоят в очереди на получение жилья. А любое сокращение процентности эту очередь только увеличивает.

Конечно, по закону, превращать целый жилой комплекс в детский дом нельзя. Однако, ситуация лучше не станет, даже если ребятам будут давать квартиры в разных районах. Они могут продолжить кучковаться на одной жилплощади, потому что по одному им просто страшно. То есть проблема куда глубже — в отсутствии социализации как таковой.

Дело в том, что выпускник детского дома не осознает ценности человеческой жизни, в том числе своей, не умеет цивилизованно разрешать конфликтные ситуации (он либо разворачивается и уходит, либо уходит в себя, либо «уходит» из окна), не дорожит имуществом, в том числе своим.

Если количество выдаваемых детдомовцам квартир сократить, например, до 10%, а не до 25%, то очередь за жильем растянется просто на годы. А где и как им все это время жить — не понятно.

Приведу пример. В Фонд обратилась женщина с вопросом «что делать?» — она осуществляет шефство над одним из воспитанников детского дома, который закончил учебное заведение и должен уехать из Петербурга далеко в Ленинградскую область. А там молодой человек, конечно, никого не знает и устроиться самостоятельно не сможет. Квартиру ему пока не дадут, остаться в детском доме возможности нет. На первое время ему, возможно, предоставят общежитие. Кстати раньше на такой случай существовали социальные гостиницы.

Отсутствие социализации, которая так важна для нормальной жизни, на мой взгляд, связана с тем, что ребенок, попадая в воспитательное учреждение, все равно остается один: никакой воспитатель не заменит ему родителей и того, что они закладывают в нас с детства. Я имею в виду базовые вещи, например, чувство безопасности, которого у ребенка-сироты нет. Отсюда и агрессия по отношению к окружающим».