Начиная с 11 августа штрафы за продажу несовершеннолетним никотинсодержащей продукции вырастут в несколько раз. Ограничения коснутся не только сигарет, но вейпов и табака для кальянов.

Жесткая мера может положительно повлиять на ход борьбы с подростковым курением, особенно, если правоохранители будут осуществлять реальный контроль за ее соблюдением, считает Исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения Анна Сорочинская.

За два десятка лет борьбы с детским курением в Санкт-Петербурге специалисты смогли одержать ряд побед, но сегодня сражение вышло на новый уровень: России необходимы системные меры по предотвращению оборота нелегально произведенных и ввезенных в страну сигарет. Именно такую продукцию чаще всего готовы продать детям те, для кого бизнес важнее закона и чужих жизней.

Культурная столица может похвастаться лучшими молодежными проектами, отличными условиями для образования и реализации самых разных увлечений. Но есть проблемы молодежи, которые в Санкт-Петербурге пока не решены, и среди них – широкое распространение табакокурения среди детей и подростков. Сегодня в городе в среднем каждый четвертый подросток пробовал курить либо делает это постоянно. Мы попросили эксперта Анну Сорочинскую прокомментировать эти цифры.

Цифры выглядят пугающими, как ситуацию может прокомментировать ваша организация?

Если бы вы видели статистику двадцатилетней давности, когда Совет только начал работу во многих российских городах, то просто не поверили бы глазам. Ведь в начале «нулевых» 60% несовершеннолетних пробовали табак или постоянно курили. Это данные в среднем по стране, однако, наши исследования показали, что от города к городу они практически не меняются. Сравнив эту цифру с данными на сегодняшний день, невозможно не заметить колоссальную разницу. И это результат битвы сразу на нескольких фронтах: совместной работы Минздрава, общественных организаций, правоохранителей и законодателей. Ведь тогда, вы только вдумайтесь, не было даже запрета на продажу сигарет несовершеннолетним на уровне всей страны! Его ввели только в 2001 году при активном участии Совета.

Кстати, что представляет собой ваша организация и каковы ее полномочия? Как вы строите работу с аудиторией?

Мы – общественная организация без каких-либо чрезвычайных полномочий. Этот год – наш юбилейный, 20 лет со дня основания. У истоков Cовета стояли педагоги, медики, социальные работники, даже бизнесмены. Ведь, в конечном итоге, все мы – родители, а значит, проблема касается абсолютно каждой семьи. Отмечу, что именно энтузиазм и готовность не бросить начатое на полпути помогли нам сдвинуть проблему подросткового курения в России с мертвой точки.

Мы работаем с теми, кто может повлиять на подростков своими поступками или мнением. Речь о продавцах в магазинах, школьных учителях, родителях, органах власти, наших коллегах по общественной работе. Наша активность нацелена на то, чтобы создать условия нетерпимости к курению среди несовершеннолетних.

Для каждой аудитории мы определяем ключевую роль в процессе и доносим значение проблемы. Продавцам мы объясняем, почему нельзя продавать сигареты детям даже, если они хотят просто «побаловаться», что бывает за нарушение этих запретов. Для родителей готовим методические материалы о том, как правильно общаться с детьми на эту тему и почему жесткие ограничения могут дать обратные результаты. Органам власти стараемся донести значение проблемы и методы борьбы с нею.

Кроме того, важен посыл, транслируемый обществом. Дают свои плоды такие меры, как запрет на курение в общественных местах, отсутствие возможности свободно купить сигареты, отсутствие рекламы и даже представления такого товара на витринах. Курение должно превратиться из необременительной привычки в довольно затруднительное дело, которое у многих подростков отобьет интерес к сигаретами.

Тем, кто все-таки сумел познакомиться с курением, но не может бросить, должна оказываться квалифицированная помощь. Было бы здорово, если бы каждый мог иметь возможность обратиться в школьный кабинет по отказу от курения и поработать с психологом.

Каких результатов добился Совет в городе? Какие еще активности ведутся?

После принятия закона о запрете продажи табака несовершеннолетним, мы стали заниматься контролем за его выполнением и одновременно проводить разъяснительную работу. Мы организовывали серии контрольных закупок в торговых точках, действуя совместно с правоохранительными органами. Но, прежде всего, развернули большую просветительскую кампанию среди продавцов и владельцев магазинов. На протяжении нескольких лет для них проводились семинары, в которых разъяснялась недопустимость детского курения, санкции, которые грозят нарушителям запрета, а, главное – способы грамотно отказать подростку, попытавшемуся приобрести пачку сигарет. За все время в Санкт-Петербурге это обучение прошли около 12 000 представителей торговых организаций.

После завершения последней образовательной программы в городе в 2018 году мы в очередной раз провели рейды с контрольными закупками. Они показали, что в крупных магазинах купить сигареты несовершеннолетнему стало очень сложно – сказывается разъяснительная работа управляющих с продавцами.

Однако в небольших торговых точках соблюдение закона не на столь высоком уровне. Тем не менее, здесь есть основания ожидать перемен к лучшему – с введением обязательной маркировки каждой пачки, родители, увидев сигареты у подростка, могут проследить, кто продал пачку ребенку. А далее пожаловаться на такой магазин в контролирующие инстанции.

В комплекс активностей, который мы проводим в городе входят и другие направления. Это взаимодействие с органами власти в рабочем режиме и в ходе публичных мероприятий. Например, ежегодно мы участвуем в круглых столах по проблемам, связанным с нелегальными сигаретами и защите детей от табачного дыма. Представляем свой опыт и полученные данные для подготовки законодательных инициатив, ведем постоянный мониторинг ситуации.

С широкой общественностью мы взаимодействуем через СМИ, привлекая внимание к тому, что дети до сих пор могут купить сигареты. Это крайне необходимая работа для изменения общественного мнения.

Кто же тогда продает сигареты той четверти курящих подростков?

К сожалению, нарушения могут встречаться повсеместно. В крупных магазинах они достаточно редки, в мелкорозничной торговле фиксируются чаще. Львиная же доля нарушений выявляется в теневом сегменте. Речь в первую очередь о небольших точках или частных лицах, которые без особых сомнений продают свой товар покупателю любого возраста. Это торговцы контрабандными, нелегально ввезенными в страну сигаретами, либо произведенными незаконно – в «третью смену» или в подпольных цехах. Налоги от продажи таких сигарет не уплачиваются, поэтому и стоят они 45-60 рублей за пачку.

Сегодня, по нашим данным, в городе 6% всех сигарет в продаже – нелегальные. Это 23 миллиона пачек! Подростки такие места обычно знают и идут именно туда.

Ведь там и купить легко, и товар дешевле вдвое. В Санкт-Петербурге таким гнездом сигаретных контрабандистов стал рынок Апраксин двор, а теперь даже прилегающие к нему улицы. И бороться с ними одними только контрольными закупками и незначительными для этого в принципе нелегального бизнеса штрафами неэффективно.

Законодательные изменения, которые мы видим сейчас, вселяют определенный оптимизм – появляется реальная санкция для нарушителей запрета на продажу никотина несовершеннолетним. Важно, чтобы контроль действительно осуществлялся, так как, к сожалению, зачастую все выливается в более частые проверки торговых точек, которые работают легально, а не реальную борьбу с теневым рынком. Нужны государственные меры системного характера.

Какие это меры?

Нужно ввести штрафы за перевозку нелегальных сигарет, которые на сегодняшний день отсутствуют, если не доказан факт их продажи. Ведь основная масса такого табака поступает к нам из приграничных государств – Белоруссии, Казахстана, где еще на границе можно выявлять и эффективно пресекать такой бизнес. Кроме того, необходимо в разы увеличить штрафы за факт продажи такой продукции.

И, наконец, нужно улучшить взаимодействие между разными контролирующими органами.

Имея возможность зафиксировать нарушение, МВД обычно не занимается составлением документов, передавая эту деятельность профильному, казалось бы, ведомству – Роспотребнадзору. Однако к моменту, когда Роспотребнадзор придет на свой рейд, нелегального товара на месте уже не будет. Поэтому цепочка проверка-нарушение-протокол-суд должна быть единой и неделимой для любого из этих ведомств.

А какие отношения у вас сложились с правоохранительными органами в городе?

Петербуржские правоохранители продемонстрировали большую готовность сотрудничать и реальное внимание к нашим материалам и заявлениям, мы видим это в частности со стороны Роспотребнадзора. Нам потребовалось определенное время, чтобы наладить хороший рабочий контакт с ведомством, но сейчас мы достаточно высоко оцениваем его работу.