Петербуржцам обещают к 2026 году запустить скоростную железнодорожную магистраль до Москвы. Надежды на ее появление витают с 60-х годов прошлого века, а опыт реализации схожих проектов говорит, что верить, конечно, стоит в лучшее, но готовиться ездить по старым путям.

Как сообщил заместитель главы Минстранса РФ Владимир Токарев в беседе с ТАСС, ВСМ планируют запустить уже в декабре 2026 года. По его же словам, проектирование магистрали должно завершиться уже к 2023 году.

Еще более оптимистично настроен непосредственно министр транспорта Евгений Дитрих. Он заявил журналистам, что строительство высокоскоростной магистрали стартует уже в 2022 году.

Впрочем, есть веские основания не верить ни первому, ни второму прогнозу: слишком уж долго тянется история этого масштабного проекта.

Построить ВСМ хотели еще в 1960-ых годах прошлого столетия. При этом дело до подготовки создания линии высокоскоростного движения на линии Москва-Ленинград дошло лишь в 1978 году. Затем проект отложили до 90-ых годов, с переменным успехом то возвращаясь к обсуждениям, то создавая возможные варианты строительства. В итоге 13 сентября 1991 года тогдашний президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург—Москва» (через неделю после переименования города). Образовано РАО «Высокоскоростные магистрали». Ельцин же и отменил его в июле 1993 года.

Снова о проекте вспомнили уже в нулевых. Предполагалось, что стройка закончится уже к 2017 году, однако в итоге к 2013 году ее даже не начали строить. А там уже пришла идея построить такую же магистраль между столицей и Казанью (по иронии судьбы, этот проект также не был реализован), и в итоге ВСМ между Москвой и Петербургом отложили на неопределенный срок.

И вот уже в апреле прошлого года тогдашний врио главы города Александр Беглов вместе с гендиректором «РЖД» Олегом Белозеровым вспомнили об этой задумке и пошли с этой идеей к президенту РФ Владимиру Путину. Тот инициативу поддержал.

Через пару месяцев, когда были подсчитаны все расходы, выяснилось, что потратить на магистраль придется 1,5 трлн рублей. Не забыли обрадованные чиновники и «поделить шкуру не убитого медведя»: тот же Токарев радостно сообщил, что уже на четвертый год после того, когда ВСМ наконец-то построят, ее пассажиропоток будет достигать 23,3 млн человек.

Однако шансов на то, что эти радужные мечты сбудутся, довольно мало. Так уж повелось, что претворить в жизнь столь грандиозные задумки получается лишь под гнетом сильнейшей мотивации — например, важного события мирового уровня. Да и то получается далеко не всегда.

Яркий пример — проект скоростной автотрассы М-11. После 20 лет мучений и постоянного откладывания проектов ее хотели открыть к началу Чемпионата мира по футболу — 2018, однако в итоге дорога заработала лишь 27 ноября 2019 года — да и то не полностью, обход Твери, длинной в 59 км, достроят вообще уже в 2021.

Если не вышло поторопиться к столь значимой дате, что уж тут говорить о сроках, которые можно сдвигать до бесконечности. К тому же сейчас, в период кризиса на фоне коронавируса, под вопросом даже куда более стабильные и менее дорогостоящие проекты.