В сети то и дело появляются новости о том, что пандемия повторится и нас всех опять закроют по домам.

В ситуации вынужденной изоляции во многих семьях неминуемо возникали конфликты. Родители и дети, оставшись один на один без перерывов на работу и учебу, далеко не всегда находили общий язык. Мойка78 обсудила семейные проблемы с детским психологом Ксенией Сальниковой. Теперь мы знаем, что делать, чтобы погода в доме всегда была хорошей.

Что делать, если будет вторая волна?

Мама, папа и дети, лишенные садов, кружков — все вместе дома — это сложная ситуация.

Первое, чему я учила родителей — это правильно выражать свои эмоции. Мало кто из родителей умеет это делать: проговаривать, что происходит, объяснять ситуацию, говорить: да, я понимаю, что это ново для тебя, но мы вместе для того, чтобы поддерживать друг друга.

Нужно не стесняться признаваться в своих переживаниях и включать ребенка в систему новых изменений, не смотреть телевизор украдкой, как будто вы что-то скрываете. У детей есть такая способность: если они понимают, что родители что-то недоговаривают, они начинают фантазировать. И эти фантазии часто оказываются гораздо страшнее, чем реальность, в которой живет семья.

Если ребенок 4-5 лет, то с ним вполне можно обговорить те переживания, которые он испытывает.

Еще один совет — в режиме изоляции каждый день начинать с активности. Буквально пять минут, но потанцевать всем месте. Так будет выходить напряжение из тела. Эмоции и тело очень связаны, поэтому нужно прыгать, двигаться, приседать.

Чтобы без проблем выйти из этого непростого периода, нужно больше тактильного контакта, слов любви и благодарности. Говорить ребенку, что вам очень повезло с ним. Я когда своей дочке говорю такие вещи, я вижу, как она расслабляется и чуть ли не слезы на глазах. Мы не часто балуем детей такими словами. И если отношения будут укрепляться такими вещами, никакие вирусы и другие потрясения нам будут не страшны.

Одна из типичных жалоб родителей: «Я говорю 10 раз, а ребенок меня не слышит». Тут такая рекомендация — наблюдать в каком состоянии находится чадо, когда ты что-то от него просишь. Потому что ребенок — это человек-эмоция.

Малыш, например, чем-то занят, а мы подходим и говорим: сделай это, сделай то. А он весь в игре и на эмоциональной волне, поэтому бесполезно ему давать логические поручения. Нужно сначала поинтересоваться, чем ребенок занят и когда планирует закончить, тогда он среагирует. И вообще относиться с уважением к занятиям своих детей — это очевидно, но родители в большинстве случаев это не делают и не понимают, почему их не слышат.

Какие детские проблемы обострила пандемия

Изменились запросы клиентов — стали более эмоционального характера. Головные боли, ребенок плохо засыпает — с такими проблемами часто приходили ко мне родители.

Одна мама рассказывала: «Мы не гуляли, не гуляли. Потом я говорю дочке: пойдем погуляем. А она уже не готова выходить». Напряжение, в котором семья оказалась и вся эта информационная атака такое влияние оказали.

Малыш, который по своей природе активный, в какой-то момент до такой степени становится закрытым от переживаний, что боится потерять квартиру. Дети некоторые стали более раздражительные, агрессивные. Эти запросы всегда популярны, но из-за изоляции их больше стало.

У нескольких детей-клиентов был обнаружен короновирус, но, по рассказам родителей, они его легко перенесли в физическом плане: чихали, была невысокая температура. Больше именно психосоматических проблем возникало. Например, ребенок, переболевший короновирусом, продолжал чихать или ОРВИ подхватывал. Я списываю это не только на ослабление иммунитета, но и на эмоциональное напряжение и психосоматику.

Как быть готовым к дистанционному обучению

Есть такая, пока неподтвержденная, информация, что дистанционное обучение продлят. И это караул. Я вижу, насколько тяжело и родителям и детям. Но опять же, для некоторых и эта ситуация во благо. Хотя одна мама ,например, которая признавалась что ей стало легче, потому что детей возить никуда не надо.

Мамы жаловались все это время больше всего на то, что очень сложно организовать детей. Ребенок когда ходит в школу, он в режиме, он пришел со школы, у него началась другая жизнь.

При дистанционном обучении ребенок не очень понимает: я вроде как дома, но надо учиться. Первое и очень важная рекомендация — родители должны организовать режим дня для своего отпрыска. Одна мама просто вывешивала расписание и это очень помогало. Чтобы у ребенка не было ощущения, что у этого обучения нет системы и нет конца. Второй момент, требующий внимания — дети очень отвлекаются, поэтому родители должны обеспечить тишину, не заглядывать в комнату, не отвлекать.

Если в семье есть малыш, то стоит выходить с ним погулять на время учебы старшего. Плюс нужно чтобы ребенок и дома носил специальную одежду для учебы, а не в нижнем белье сидел у компьютера — это настраивает на нужный лад.

Как выйти из пандемии без проблем

Внимание детям нужно и на эмоциональном и на телесном уровне. Я всегда рекомендую родителям говорить слова благодарности своим детям. Например: «Мы сейчас в такой непростой ситуации, а ты позаботилась обо мне, помогла посуду помыть. Спасибо тебе».

Самоизоляция не для всех была сложной ситуацией. У меня были клиенты, которые говорили, что они смогли начать общаться по-другому с детьми по-другом. Кризис — это не всегда плохо, это иногда раскрытие ресурса семьи.

Эта новая реальность многому может нас научить: новым отношениям, элементам заботы друг о друге. Часто я с родителями делаю такое упражнение. Есть две банки и мы наполняем их: в одну — слова поддержки ребенку, в другую — укоры. И смотрим баланс. Когда ребенок в школе, этот баланс не так ощутим. А когда мы с ребенком целый день, то негатив копится. Поэтому основная моя работа велась и ведется с родителями. Дети очень четко считывают эмоции. Родитель является примером, а ребенок просто отображает, что он видит и чувствует.