Министерство культуры пытается блюсти порядок на территории «исторического поселения» Петербурга, причем защитить пытается даже горизонт. Впрочем, даже на опубликованных ведомствам фото видно, что сражаться за панораму поздновато.
В Сети 25 августа был опубликован проект приказа «Об утверждении предмета охраны, границ территории и требований к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения федерального значения город Санкт-Петербург». Этот документ определяет пределы исторического поселения, подлежащего особой охране. Отдельное внимание в нем уделено моментам, связанным с городской панорамой.
Интересно, что в этом документе прописаны нормативы, которые призваны охранять сочетание городского ландшафта и доминанты. Доминанты эти прописаны отдельно.
По задумке, для для общегородских доминант предел видимости — 11 км, для основных — 6 км. Причем объекты, расположенные за пределами видимости 6 км, не должны снижать композиционную роль компонентов ближних планов.
Как рассчитывать эти параметры — не совсем ясно: в документе указано, что речь идет о восприятии с высоты в 1,8 метра — то есть в таком виде панораму должен видеть человек с таким ростом. А вот что касается «снижения композиционной роли» — здесь начинаются проблемы.
Например, одно из самых очевидных нарушений этого правила — торчащая из-за мечети телевизионная башня. Мечеть на Горьковской была определена как одна из доминант, ее купол действительно привлекает внимание — однако это вряд ли можно сравнить с куда более высокой (чуть больше двухсот метров), да еще и светящейся башней.
Тоже самое и касается Лахты: ее вообще хорошо видно почти со всех точек города, даже с окраин, не говоря уже о центре. Перетягивает ли она внимание со шпиля Адмиралтейства, например — вопрос философский.
Трубы от промышленной зоны, торчащие возле церкви Воскресения Христова, видны даже на опубликованных ведомствам снимках. Такие же заводские трубы торчат при направлении на Троицкий собор от площади Ломоносова. Про строительные краны, торчащие то там, то тут говорить вообще не приходится — это явление пусть и временное для отдельных мест, но постоянное для города в целом.
Все эти объекты напрямую не нарушают указанных в проекте постановления норм — их высота все-таки поменьше, однако на деле каждый из них в какой-то мере «снижают композиционную роль компонентов». Хотя в принципе вопрос того, насколько сильно — субъективен, сама формулировка больно пространна.
Сейчас к их виду уже привыкли — уже мало кого смущают урбанистические высотки на фоне шпилей и куполов, такой архитектурный винегрет можно найти даже в самом сердце «исторического поселения». Удивительно, что бороться с ним решили только сейчас. Очевидно, что сносить торчащие позади доминант объекты никто уже не будет, так что битва за панораму проиграна, не начавшись.