В России к ноябрю 2021 года планирует запустить онлайн-сервис «Потеря близкого человека», через который можно будет получить комплекс услуг, связанных с организацией похорон. Эта инициатива принадлежит Минкомсвязи, которое, видимо, решило взять под контроль непрозрачный и многомиллиардный ритуальный бизнес.

Не секрет, что Интернет вошел во все сферы жизни, похоронные услуги не исключение. Особенно это было заметно во время самоизоляции, когда люди заказывали ритуальные услуги в Сети. Пока это делают частные агентства, но инициативу хочет перехватить Минкомсвязи. В свою очередь, участники рынка уверены — сделать это не получится, во всяком случае до тех пор, пока не будет принят закон о похоронном деле.

В целом, новый единый сервис ритуальных услуг должен упростить взаимодействие россиян с властями и похоронными агентствами. Через него можно будет не только получить необходимые документы, такие как регистрацию о смерти и пособие на погребение, но и закрыть счета усопшего в банках, получить электронное свидетельство о праве на наследство и даже выбрать место захоронения. Завершает идею — единый реестр ритуальных организаций с информацией о них.

Следует отметить, что Минкомсвязи с января 2020 года возглавляет Максут Шадаев, который ранее работал помощником руководителя в администрации президента, советником председателя в Госдуме, был зампредседателя правительства Подмосковья, вице президентом ПАО «Ростелеком» и гендиректором АО «РТ Лабс».

Активность чиновника видимо связана с тем, что за его спиной чувствуется поддержка группы «ВТБ», которая традиционно поставляет топ менеджмент в «Ростелеком». Такой шаг на территорию похоронных агентств выглядит дерзким. Сами же ритуальные фирмы пока с трудом представляют, как ведомство сможет превратить замысел в реальность.

«Не очень понятно, как это внедрить в нашей сфере. Якобы сервис должен свести к минимуму необходимость личного посещения различных госорганов и уменьшить количество бумажных документов. Но как это сделать, если паспорт покойного должен быть передан в оригинале государству, чтобы он не оставался на руках у родственников? Как оплатить услуги к подготовке тела частной компанией, как выбрать кладбище, как выбрать ритуальную компанию. Здесь много нюансов, которые требуют особого внимания»,
— говорит генеральный директор и оперативный управляющий ритуальной компании «Похоронный дом No 1» Елена Эльсалиева.

Она также задалась рядом других вопросов, например, как пользоваться сервисом и что для этого необходимо. Возможно потребуется электронная подпись или наличие курьеров, которые бы принимали документы и отвозили их в нужное ведомство. Еще один немаловажный момент — по какому принципу будут составлять единый реестр ритуальных компаний, что нужно, чтобы попасть в этот список и кто будет мониторить актуальную информацию по услугам и ценам этих организаций.

«Это все нужно предусмотреть в законодательстве. Нельзя поместить в реестр 5 кладбищ из 35. Вопрос из этой же серии — как нам информировать людей о сумме услуг? То есть официально по закону о похоронном деле кладбище может взять деньги за подготовку могил. На это в каждой ритуальной компании свой прейскурант. А каким образом следить и поддерживать актуальность цен? На мой взгляд, это космическая работа. Не знаю, как это осуществить»,
— недоумевает эксперт.

Кроме возникающих вопросов, у представителей отрасли есть и опасения. Планы Минкомсвязи могут существенным образом отразиться на предпринимателях.

«С одной стороны, создание общей базы данных, где граждане могли бы оперативно открывать наследство, оформлять документы и получать иные услуги, правильно. С другой стороны, будем откровенны, лишь малая часть людей будет этим пользоваться. Но есть главное опасение — то, что начинает государство, как правило, заканчивается таким ужесточением правил, что нахождение в реестре будет очень сложным для маленьких организаций»,
— считает председатель исполнительного комитета МПО «Невский Профсоюз» Александр Лашер.

Эксперт подчеркнул, что в первую очередь необходимо регулировать отрасль, потому что ритуальные услуги в России не должны вести работу так, как это делается сейчас.

«У нас очень сильно проявляется лицемерие. Например, земля бесплатно предоставляется, но в действительности стоимость захоронения зависит от места земельного участка, от его размера, от кладбища. А что, есть какая-то разница захоронения на Богословском кладбище или на Северном? Вы скажите нет, но почему-то в одном случае это будет стоить грубо говоря 500 тысяч рублей, в другом — 20 тысяч. Это очень плохо прикрытая продажа земли. Еще интереснее, когда само государство монополизирует рынки, например, предоставляя места в морге одним ритуальным агентствам и принципиально не пуская туда других. Таких случаев очень много. Поэтому прежде чем создавать реестры, нужно сначала создать нормальные правила»,
— резюмирует Александр Лашер.

Отметим, что закон о похоронном деле в России уже разработан Минстроем РФ в 2019 году, но так и не принят. По информации «Коммерсанта», Минкомсвязи на днях направил письмо в правительство РФ с просьбой включить в повестку ближайшего заседания президиума правкомиссии по цифровому развитию вопрос о наделении Минстроя полномочиями по вопросам погребения и похоронного дела. Это необходимо для того, чтобы ускорить создание суперсервиса «Потеря близкого человека».