Вторая смена или смещенный график в школах — необходимая мера в условиях пандемии Covid-19. С ней столкнулись школьники, некоторые из которых, возможно, испытали шок. А также преподаватели, на чьи плечи легла организация учебной деятельности в новых реалиях. Свой опыт есть и у знаменитых людей, которые так же, как и ребята, в детстве занимались в подобном формате.

Вторая смена или смещенный график в школах — необходимая мера. Фото: Baltphoto/Николай Овсянников

С началом нового учебного года жизнь петербургских школьников несколько изменилась. Они стали приходить на уроки в разное время и учиться по смещенному графику. Таковы рекомендации Роспотребнадзора — они нужны для того, чтобы в период пандемии коронавируса дети друг с другом поменьше пересекались и, соответственно, не заражались.

На свежую голову и с новыми силами сделать домашнее задание. Фото: Baltphoto/Николай Овсянников

В некоторых случаях смещенный график плавно перетек во вторую смену. Благодаря этому у детей, которым сложно дается утреннее пробуждение, появилась возможность подольше поспать. А затем, проснувшись, на свежую голову и с новыми силами сделать домашнее задание, которое могло остаться с вечера. По мнению специалистов, с которыми разговаривала «Мойка78», если правильно организовать день, то перед школой можно сходить на дополнительные занятия. Кроме того, считается, что проспать первый урок во вторую смену практически невозможно.

Инфографика «Мойки78»

С тем, что такой формат помогает адаптироваться к новым эпидемиологическим реалиям согласен и преподаватель истории, права и обществознания, победитель конкурса «Учитель года России — 2017» Илья Демаков. По его мнению, смещенный график также способствует снижению нагрузки на школьников.

В этом смысле это очень хорошая мера, особенно для старшеклассников, которым нужно время для того, чтобы фокусироваться на профильных дисциплинах,
— отмечает он.

Кроме того, Илья Демаков не видит оснований полагать, что во второй половине дня дети занимаются хуже, чем в первой. Просто учебная деятельность осуществляется в разной форме.

Физическая или биологическая активность ребенка специфична. Да, конечно, утреннее время лучше подходит для учебных занятий, чем обеденное или вечернее. Но мы же хорошо понимаем, что ритм обычного школьника до пандемии, во время и сейчас предполагает, что вечер все равно занят учебой — в виде дополнительного образования или домашних работ,
— поясняет он.

Между тем, вторая смена отлично подходит для тех детей, которые живут по режиму «сов», считают психологи. Кстати существует немало подтверждений тому, что среди любителей поспать много талантливых людей. Такими были, например, британский премьер-министр Уинстон Черчиль или писатель-модернист Джеймс Джойс.

Британский премьер-министр Уинстон Черчиль предпочитал вставать поздним утром. Фото: Википедия

Сказать, кто из современных знаменитостей «сова», а кто — «жаворонок» сложно. Но и эти люди в свое время столкнулись со второй сменой в школе. Одним она оставила хорошие воспоминания, другим — не очень. Так, у актрисы Анастасии Макеевой уроки начинались в 12:30, а заканчивались около пяти вечера. И это было тяжело, потому что оставшееся время целиком уходило на домашние задания. Даже погулять было некогда.

А вот у ведущей Екатерины Одинцовой все сложилось куда лучше. По ее словам, утром можно было выспаться, а затем не торопясь сделать «домашку». А вечера можно было посвящать чтению любимых книг.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга.