Много веков назад на территории современного Сальвадора произошло разрушительное извержение вулкана, которое сильно ударило по цивилизации Майя. Теперь ученые смогли узнать точную дату этой катастрофы.

Считается, что это случилось в «золотой век» Майя. Извержение похоронило плодородные земли и поселения на площади 10 тысяч квадратных километров. Предполагалось, что катаклизм произошел в промежуток между 300 и 600 годами нашей эры.

В ходе исследований ученые провели радиоуглеродное датирование обуглившегося красного дерева, найденного среди пепловых отложений. Оказалось, что извержение произошло в 431 году нашей эры. Статья об исследовании опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Чтобы подтвердить свои выводы, специалисты провели 3D-моделирование для оценки шлейфа дыма, поднявшегося на 45 километров. Оттуда воздушные потоки унесли его на 7000 километров, до берегов Антарктиды.

Затем ученые проанализировали ледяной керн в Гренландии, где нашли тот же химический состав пепла, что подтвердило их гипотезу.

Отмечается, что извержение сильно повлияло на окружающую среду в радиусе 80 км от вулкана. В этом районе стало темно как минимум на неделю. Кроме того, катастрофа «затормозила» жизнь в регионе на целый век и вызвала аномально холодное десятилетие в Северном полушарии.