Ученые из Московского физико-технического института и Институт проблем химической физики РАН предложили способ получения квантовых точек определенного размера путем химического старения — устойчивого изменения характеристик во времени. Это должно помочь физикам проще легче и дешевле получать квантовые точки определенного размера.

Результате исследования опубликованы в статье в журнале Materials Today Chemistry. Коллоидные квантовые точки — это нанокристаллы, свойства которых зависят от размера. Они используются в солнечных батареях, телевизорах, пожарных детекторах.

Стандартный процесс получения квантовых точек сульфида свинца дорого и сложный, к тому же, не всегда позволяет получить точку любого размера. Если физикам нужны квантовые точки, а них нет своего оборудования, приходится сильно потратиться на заказной синтез.

Экспериментируя с разными веществами, исследователи заметили, что спектр квантовых точек меняется в рисутствии смеси олеиновой кислоты и олеиламина. Дальнейшая работа показала, что с этой смесью стандартный синтез идет в обратном направлении. Атомы серы и свинца уходят в раствор, а квантовые точки «стареют» и становятся меньше, а их распределение по размерам сохраняется. В результате можно получить такие же квантовые точки, как и до воздействия, н оменьше.

В результате ученые, имея квантовые точки размером 10 нм, смогли состарить их до 8 нм, затем до 6 и т.д. Результаты работы должны позволить физикам получать из одного образца квантовые точки разных размеров.