В медиапространстве появилась информация, что затраты на организацию обучения любого ребенка в школе, составляют 150 тыс. рублей, выделяемых школе из бюджетного финансирования. У петербургских родителей возникли закономерные в связи с этим вопросы: они попросили у губернатора Беглова компенсировать родительских расходы на организацию дома дистанционки. С 2016 года российским школам выделяют средства от государства пропорционально количеству обучающихся в них детей. Нормативно-подушевое финансирование (НПФ) — стало принципиально новым способом формирования их бюджета. Подход очень прост: чем больше в школе учеников, тем больше у неё денег от государства.

К губернатору Петербурга Александру Беглову обратились родители. Они не понимают — почему школа деньги на организацию обучения получает, а они — нет. Домашнее обучение — это увеличение трат на коммунальные услуги, питание, услуги связи, а иногда и потеря зарплаты родителей, которым приходится прогуливать работу, чтобы остаться с ребёнком.

В Москве с 1 января 2020 года нормативы подушевого финансирования дошкольного и общего образования были увеличены. Затраты на одного учащегося первого — четвертого классов составляют 135 тысяч рублей в год.  На ученика пятого — девятого классов из бюджета выделяют 155 тысяч, на старшеклассника — 175 тысяч рублей.

Найти аналогичную информацию о школах Петербурга значительно сложнее. В комитете образования, где  временно исполняет обязанности председателя Александр Ксенофонтов, вопрос о средствах, которые направляют на одного ребёнка, назвали «слишком серьёзным» и требующим официального запроса.

Важно, что при НПФ школы сами делят бюджетные средства так, как считают нужным. В теории подушевое финансирование школ должно покрывать следующие расходы: коммунальные услуги, ремонты, закупку мебели, покупку оборудования и литературы, зарплату учителям и повышение их квалификации, непредвиденные траты.

Средств иногда не хватает, тогда школы вынуждены обращаться за спонсорской помощью, например, к местным депутатам или родителям.

Проблема не всегда заключается в нецелевом использовании бюджетных средств, как думают многие родители. В беседе с Мойкой78 заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, автор книг и собственной воспитательной системы Евгений Ямбург сказал, что инициатива петербургских родителей несколько наивна.

«Существует жесточайшая отчетность расходов — на материальную базу школ, на оплату учителям и так далее. Это требование не совсем реалистичное. Представьте себе, что в каждой школе родители управляют расходами — одни просят ремонт, другие поощрения для учителей, третьи — что-то ещё. Управление должно быть профессиональным. Всегда существует приоритет. Вот как бы мне не хотелось ещё пять инженерных классов построить — первостепенна — пожарная безопасность. За финансирование отвечает совет, руководитель образовательной организации. Стихия здесь может привести к очень большому неравенству разных школ. Мне понятно благородное намерение родителей, но я считаю, что это не реалистично и содержит в себе целый ряд опасностей»,
— отметил педагог.

В период дистанционного обучения, говорит Ямбург, деньги, которые выделяют школам, никуда не утекают. Сохраняется отчетность, добавляются новые траты.

Мойка78 писала, что вице-губернатор Петербурга Ирина Потехина сообщила о возможном переходе школ на цикличную форму обучения в случае ухудшения ситуации с заболеваемостью коронавирусом. Однако, как оказалось, педагоги слышат о таком формате обучения впервые.