«Серый пояс» Петербурга постепенно обретает вторую жизнь, благодаря чему бывшие промзоны становятся современными жилыми комплексами. Это имеет большую актуальность сегодня, особенно рядом с плотно застроенным центром Северной столицы. «Мойка78» разобралась, как редевелопмент преобразует город на Неве.

Тренд на преображение «серого пояса»

Так называемый «серый пояс» Санкт-Петербурга расположен вокруг исторического центра и насчитывает 26 промышленных зон. В последние годы активно ведется процесс их редевелопмента.

В аналитическом центре Циан «Мойке78» рассказали, что по состоянию на конец 2020 года почти все промзоны, а именно 25 из 26, вовлечены в процесс редевелопмента. Речь идет о сносе или реконструкции промышленных объектов с последующим появлением на их месте новых жилых корпусов или апартаментов.

Сейчас таким образом реализовано и реализуется 226 проектов: 112 относятся к коммерческой недвижимости и 114 к жилой.

«Процесс протекает крайне неравномерно – одни промышленные зоны активно подвергаются трансформации. Так сильнее всего вовлечены в процесс редевелопмента небольшие промышленные зоны, расположенные в престижных районах города – Петроградском, Василеостровском, а также достаточно удаленные и большие по площади, доступные для реализации масштабных проектов. В тоже время на территории других зон реализовано всего 2-3 проекта. Такие различия объясняются рядом факторов: положением в пределах города, площадью зоны, ее прошлым промышленным использованием, наличием крупных действующих предприятий»,
— говорит руководитель аналитического центра Циан Алексей Попов.

Он также объяснил, что перечисленные факторы оказывают влияние и на различие средней стоимости жилья в пределах этих зон. Цены могут отличаться более чем в два раза.

Тем не менее, для состоятельных петербуржцев это – шанс приобрести жилье в новых комфортабельных жилых комплексах недалеко от сердца города. Кроме этого, такая схема развития позволяет преобразить город, сделать его современнее, удобнее и ярче.

«Если говорить о редевелопменте в целом, то это уникальная возможность вписать новый проект в уже существующий городской ландшафт, в существующую среду, а не пристраивать новые кварталы по внешнему периметру. Это – возможность сделать ткань города более плотной, при этом насытив её разными функциями – и жильём, и предприятиями торговли, и офисными помещениями, и социальной инфраструктурой, а не растягивать поселение на многие километры в область»,
— считает главный специалист по маркетингу Группы ЦДС Наталья Кукушкина.

Редевелопмент «Ильича»

Одной из самых ярких зон под редевелопмент можно назвать правый берег Невы, между станциями метро «Лесная» и «Черная речка». Застройщики с удовольствием поделили между собой здешние промзоны. Один из самых масштабных проектов – ЦДС «Чёрная Речка», который разрастается на месте бывшего абразивного завода «Ильич».

«Квартал бизнес-класса ЦДС «Чёрная Речка» – наш флагманский проект редевелопмента. Он обладает рядом неоспоримых преимуществ: близость к центру, к реке, к паркам, в пешей доступности есть две станции метро и удобные выезды из города. Когда мы только выводили этот жилой комплекс на рынок, некоторых пугало промышленное окружение участка, но уже сегодня мы видим, что из локации стремительно уходит производство, и на наших глазах складывается целый кластер домов бизнес-класса»,
— говорит Наталья Кукушкина.

Эксперт уверена, что в будущем это позволит создать единую социальную среду с модными ресторанами, спортивными клубами, офисами. Другими словами, бывшие неприглядные промышленные объекты станут новой точкой роста района.

«Мы видим, что объективные преимущества участка – близость к центру, реке, метро – остаются, а субъективные – такие как непосредственное окружение – меняются в лучшую сторону. Это заметно отражается на цене реализации: сложно поверить, что в 2018 году, когда мы стартовали, на некоторые квартиры была установлена цена в 105 000 рублей за квадратный метр. Сегодня средняя стоимость продажи по всему комплексу составляет уже 200 000 рублей»,
— объясняет специалист Группы ЦДС.

Обновление Невского района

Невский район застройщики видят как территорию будущего. Зона с богатой историей постепенно меняет свой облик. Сразу несколько застройщиков возводят здесь жилые комплексы. Эксперты называют место перспективным благодаря близости к центру, паркам и развитой инфраструктуре. Здесь также взялись за «серый пояс». В частности, на территории бывшего электромеханического завода строится жилой комплекс ЦДС «Елизаровский».

«Вокруг нашего участка постепенно исчезают промышленные территории, на их месте строится жильё, что повышает ликвидность локации и стоимость квадратного метра в ней. Этот участок также обладает рядом неоспоримых, объективных преимуществ: близость к метро и центру города, к набережной, к зелёному Палевскому саду, расположение в окружении малоэтажной застройки. На соседних участках наши коллеги-застройщики также развивают жилые проекты, так что со временем район окончательно преобразится»,
— рассказывает представитель Группы ЦДС.

Наталья Кукушкина отметила, что одно из явных преимуществ объекта – близость к «зеленой ветке» петербургского метрополитена – всего 15 минут через Палевский сад.

Жизнь на месте «Спутника»

Еще одна городская территория, переживающая вторую жизнь – окрестности станции метро «Волковская». Когда-то здесь располагался парфюмерно-химический завод, затем электромеханическое предприятие «Спутник», а теперь строится жилой комплекс ЦДС «Волковский», который возводится на участке общей площадью 1,2 га. Это четырехэтажный дом из двух корпусов, поделенных на 13 секций.

По задумке застройщика, проект будет вписан в уютную атмосферу малоэтажной исторической застройки.

«Это камерный четырехэтажный проект напротив Литераторских мостков – своего рода памятника под открытым небом. Здесь же протекает река Волковка, а неподалёку от участка, но не задевая его, будет проходить скоростная магистраль ВСД. Это соседство позволяет, так сказать, законсервировать окружающую среду, оставить её в том виде, в котором она находится сейчас – малоэтажные домики, зелень, тишина, что немаловажно в мегаполисе, причём всего в 5 км от Московского вокзала»,
— говорит Наталья Кукушкина.

Вместе с редевелопментом территории бывшего предприятия, зону ждет развитие инфраструктуры: здесь появятся детские и спортивные площадки, подземный паркинг и озеленение.

В целом, это не единственные привлекательные зоны для застройщиков. Большой потенциал редевелопмента сохраняется в Выборгском районе рядом с Финляндским вокзалом, а также в окрестностях Обводного канала. Эксперты уверены – эти территории обладают объективными преимуществами, нужно только развить их и благоустроить.