Ученые из международной группы Borexino объявили о первом наблюдении нейтрино из реакций углеродно-азотного цикла в Солнце. Это экспериментально подтверждает теоретические представления о вторичном цикле термоядерного синтеза в массивных звездах. Результаты исследования появились в журнале Nature.

Ученые зарегистрировали в лаборатории Гран-Сассо (Италия) нейтрины, испускаемые во время термоядерных реакций CNO-цикла, происходящего на Солнце. Высокочувствительный детектор, дающий возможность практически полностью устранить сигналы фонового шума, позволил в формате эксперимента доказать существование CNO-цикла на Солнце и показал, что эти термоядерные реакции способны производить около 1% всей энергии звезды.

Тремоядерный синтез гелия из водорода происходит на звездах посредством двух процессов: протон-протонного цикла, задействующего только изотопы гелия и водорода, и CNO-цикла, где в качестве катализаторов выступают углерод, азот и кислород. Протонный цикл производит около 99% энергии звезд размера Солнца. Излучение CNO-цикла сложно тем, что произведенные в нем нейтрино сложно зарегистрировать ввиду крайне слабого сигнала, который едва превосходит фоновый шум.

Исследователи полагают, что изменения нейтрино CNO-цикла можно использовать для определения содержания углерода, азота и кислорода в звездах. Специалисты полагают, что CNO-цикл способен внести значительный вклад в производство энергии в звездах, больше по размеру, чем солнце.

Ранее Мойка78 сообщала, что новую версию возникновения жизни на Земле выдвинули учёные.