Как работать с талантливыми, инициативными детьми, которые зачастую не отличаются послушанием и готовностью беспрекословно подчиняться требованиям взрослого? Как выстроить с юным гением продуктивный диалог, не подавляя при этом индивидуальность ребенка, а наоборот, помогая развить его способности? Об этом в ходе круглого стола «Воспитание через инициативы школьников», который состоялся 27 ноября в пресс-центре ТАСС в Санкт Петербурге, рассказала директор «Академии талантов», эксперт молодежного педагогического форума «Линейка» и конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия – страна возможностей» Ингрид Пильдес.

Тема круглого стола – «Воспитание через инициативы школьников» – одно из направлений программы «Среда обучения» Мастерской управления «Сенеж». Целью программы является формирование в современной школе единой образовательно-воспитательной среды, которая будет способствовать развитию человека, способного самореализоваться в современном мире и стать частью гармонично развивающегося общества, создание профессионального сообщества молодых педагогов, способных стать проводниками новых форматов и технологий в процесс воспитания гармонично развитой личности.

«Талантливый ребенок не обязательно сложен в общении. Очень часто ребята, которые проявляют выдающиеся способности, одаренные в той или иной области, очень отзывчивы в общении с педагогом, заинтересованы в знаниях, от них всегда можно получить «правильную» обратную связь. Безусловно, мы знаем такие примеры, когда дети с высокой степенью одаренности, граничащей с гениальностью, имеют психологические особенности, которые отличают от их от сверстников. Поэтому в нашей работе обязательно присутствует педагог-психолог, который может нивелировать какие-то особенности взаимодействия с такими детьми, проконсультировать родителей и так далее.

Мы говорим о том, что каждый ребенок талантлив, что у каждого есть свои особенности, свои способности. Это не обязательно будущий гениальный ученый — мы говорим, в том числе, о социальном творчестве, социальной одаренности. Многие дети, которые являются лидерами детских общественных объединений — они талантливы именно в этом, и это не менее важно, чем достижения в науке или искусстве. Это талантливые юристы, талантливые экономисты и так далее. И вся наша работа как раз посвящена созданию условий для таких детей – для того, чтобы они проявляли активную позицию в достижении своих целей, чтобы были мотивированы. Наша деятельность направлена на то, чтобы мы могли их поддержать и сопроводить в достижении ими высоких результатов.

Сегодня Академия талантов работает в рамках нескольких востребованных образовательных форматов. Во-первых, это формат проектных программ – коротких двухчасовых занятий, целью которых является не просто знакомство с тем или иным направлениям науки или искусства, но создание своего небольшого продукта, проекта, отработка конкретного навыка. Участие в проектной программе позволяет ребенку понять, насколько интересно ему то или иное направления деятельности.

Второй формат — это формат программы дополнительного образования, это классические годовые программы длительностью 72 и 144 часа, а также краткосрочные интенсивы, которые позволяют ребенку проработать конкретную предметную область или развить конкретные навыки.

Кроме того, в рамках деятельности регионального центра мы также реализуем сетевые образовательные программы со школами-партнерами, где дополнительное образование связано с основным – в первую очередь, это содействие в формировании проектных компетенций у старшеклассников, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) и вменено школам, но зачастую трудно реализуемо. И здесь Академия становится надежным партнером для школьников, позволяя разрабатывать свои проектные идеи на высокотехнологичном оборудовании с участием отраслевых специалистов в рамках соответствующих программ дополнительного образования.

Третьим форматом стали для нас профильные смены – короткие интенсивные программы по узкому профилю, которые направлены на конкретный результат – исследование или проект. Участники наших профильных смен, которых в этом году реализовано больше 40 в очном, онлайн или гибридном формате, успешно представляют регион на всероссийский конкурсах, таких как, например, конкурс «Большие вызовы», проводимый ОЦ «Сириус» (г. Сочи).

Кроме того, Академия сегодня стала домом для ряда общественных объединений – Ассоциации классных руководителей, Совета старшеклассников Санкт-Петербурга, которые играют важную роль не только в системе образования, но в формировании воспитательной среды».