«Вся громада дворца представляла огромный костер», — писал поэт Василий Жуковский о событии, которое произошло 29 декабря 1837 года.

Все началось с легкого дымного запаха в подвальных помещениях Зимнего дворца. На него и внимания не обратили. Во второй половине дня государь с супругой отбыли из своей резиденции, чтобы посетить театр. Жизнь во дворце шла своим чередом: сменялись гвардейские расчеты, на кухне готовили еду, канцелярия принимала корреспонденцию, в подвале топили печи.

Как установило следствие, отсюда огонь и начал пробираться по перекрытиям и  фальшстенам по всему дворцу. Масштаб бедствия стал очевиден только после того, как рухнула одна из перегородок и на ее месте выросла стена огня. Пожар распространился очень быстро, под угрозой оказались царские покои и дети, находившиеся там.

По воспоминаниям очевидцев, Николай Первый лично руководил тушением огня и эвакуацией людей и ценностей. Царских детей вывезли в Аничков дворец. Предметы, которые доставали в буквальном смысле из огня, складывали прямо на Дворцовой площади. На удивление спасти смогли многое, однако пропали драгоценности императрицы. Впрочем, как выяснилось на следующий день, их вынесла из дворца дежурная камер-фрейлина. Так что сокровища были в безопасности.

А вот бесценные интерьеры Зимнего сохранить не получилось. Полностью выгорели второй и третий этаж, погибли уникальные работы, выполненные знаменитыми зодчими Растрелли, Кваренги, Монферраном, Росси.

Как так получилось, что огонь, не встречая препятствий, гулял по дворцу почти сутки?

Расследование причин пожара показало, что быстрому распространению огня способствовала реконструкция помещений, выполненная по проекту любимого архитектора Николая Первого Огюста Монферрана. Более того, на каждом чертеже самодержец самолично ставил визу: «Делать по сему». Указать императору на данный факт никто не решился, а потому по давней русской традиции наказали невиновных — коменданта дворца и начальника пожарной части. За недостаточно оперативную работу по ликвидации огня.

На восстановление дворца ушло два года. Работы велись в спешке, царской семье не терпелось вернуться домой. И все-таки пожар кое-чему научил: специально для Зимнего были разработаны металлические конструкции, позволявшие препятствовать распространению огня. И похоже, эффективность свою эти решения доказали — с тех пор масштабных возгораний в Эрмитаже зафиксировано не было.