Торжественное открытие моста через Неву, который задумывался как самый роскошный и парадный, 5 января 1917 года (26 декабря 1916 года — по старому стилю) проходило более чем скромно. На церемонии не было ни одного представителя императорской фамилии, отсутствовал и городской глава. На перерезание ленточки явилась едва ли десятая часть всех приглашенных.

Первый Дворцовый мост был наплавным, то есть опирался на несколько несамоходных судов и береговые опоры. Он находился возле Зимнего дворца с выходом на стрелку Васильевского острова и потому получил название Дворцовый. В использовании он был неудобен, горел, тонул, создавал помехи судоходству на Неве. Еще в 1882 году общественные организации Петербурга обратились к городским властям с просьбой заменить наплавной деревянный мост постоянным. Однако решение затянулось почти на 20 лет.

Поиски инженерных решений начались только в 1901 году.

Три международных конкурса на лучший проект так и не выявили бесспорного победителя, и в высочайше утвержденную документацию было снесено бесчисленное количество поправок.

Строительство велось почти 5 лет. Наводнение 17 апреля 1914 года повредило строящиеся опоры. Затем началась Первая мировая война, пошли перебои с поставкой металлических конструкций, не стало хватать денег и рабочей силы. Поэтому движение по мосту запускали поэтапно. В ноябре 1915 года он был открыт для пешеходов, а затем и частично для транспорта.

История открытия Дворцового моста, последнего разводного моста, построенного в Российской империи, стало своего рода предчувствием заката прежней России. В воздухе уже носились предвестники будущих перемен. Переправа, планировавшая быть богатейшей в плане архитектурных решений, стала самой скромной из всех главных городских мостов. Перила выполнили из дерева, вместо гранитных парапетов установили фанерные, и даже части опор были деревянные. Известно, что мост был сдан с многочисленными недоделками. И над всем этим постоянно витало слово «временное» — временные опоры, временное ограждение, временные трудности… Так и случилось.

Сразу после революции мост переименовали в Республиканский, и с таким именем он просуществовал до 1944 года.