Все мегаполисы развивают транспортную инфраструктуру и создают пересадочные узлы, пользующиеся популярностью у населения. Мойка78 изучила планы по развитию транспортной системы Петербурга и показывает места, где могли бы появиться такие транспортные хабы.

Чтобы обеспечить и усилить роль общественного транспорта в Петербурге, нужно построить новые станции метро и транспортно-пересадочные узлы на стыках ж/д, метрополитена и вокзалов. Новые станции метро начнут появляться уже через 2 года. Параллельно транспортный блок Смольного готовит проект железнодорожных полуколец. Осталось синхронизировать эти процессы, чтобы в Петербурге появилась единая транспортная система, достойная крупного мегаполиса и второго города России.

Новые станции метро

Председатель КРТИ Петербурга Андрей Левакин. Фото: сайт администрации Петербурга

В 2023-2025 годах комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга, главой которого является Андрей Левакин, и «Метрострой» планируют ввести в эксплуатацию новые станции метро. Если сроки в очередной раз не будут сдвинуты, то в городе начнут действовать станции: «Горный институт», «Театральная», «Кудрово», «Туристская» и «Шуваловский проспект — 1» («Каменка»), а также «Шуваловский проспект» Фрунзенско-Приморской линии. В 2023 году начнут работу «Юго-Западная» и «Путиловская» — первые две станции Красносельско-Калининской линии.

Схема развития петербургского метрополитена. Фото: комитет по транспорту Петербурга

Железнодорожные полукольца

Ж/д вокзалы и станции метрополитена в планах соединить с помощью ТПУ. Фото: Baltphoto / Дарья Иванова

Пока вновь созданная компания «Метрострой Северной столицы», большая часть акций которой была передана городу, а остальная преимущественно остается у банка ВТБ, будет работать под землей, на поверхности планируют модернизировать транспортные полукольца, которые будут представлять подобие надземного метро и соединят Петербург и Ленобласть.

На данный момент проект уже разработан, но до воплощения его в жизнь так и не дошло. В планы петербургских властей вмешалась пандемия. Благодаря этому Смольный смог перенести изначально установленные сроки на 2 года без особого труда.

Проект наземного метро, разработанный компаниями ЛСР, Ленгипротранс и РЖД. Инфографика Мойки78

Проект предусматривает два маршрута по полукольцам. Один идет от Токсово до Ораниенбаума через Мурино и Кузьмоловский. Второй — от Ораниенбаума до Белоострова, захватывая аэропорт Пулково, Сестрорецк, Лисий Нос, станции метро «Старая Деревня» и «Лесная». Оба маршрута будут проходить через станции метро: «Электросила», «Волковская», «Ладожская», «Броневая» и «Сосновая Поляна». Последние две станции пока тоже только в планах.

Каждый из этих проектов направлен на развитие общественного транспорта и важен сам по себе. Но чтобы обеспечить максимальное удобство для жителей Северной столицы, необходимо синхронизировать процессы отдельных видов транспорта.

Опыт строительства хабов в Москве

Проект транспортно-пересадочного узла «Планерная» в Москве. Фото: сайт ТПУ «Планерная»

Процесс синхронизации, как показывает пример Москвы, упирается в создание ТПУ (транспортно-пересадочных узлов), также именуемых хабами.

В Москве уже давно строят транспортные хабы, пользующиеся большим спросом у населения. Транспортно-пересадочные узлы в городе дали хороший эффект, в том числе и экономический. ТПУ сосредотачивают большую проходимость людей, а построенные рядом комплексы пользуются спросом, что приносит хороший доход. Кроме того, появляются новые рабочие места.

ТПУ в Петербурге

По схеме, разработанной «ЛСР-Строем», которая была представлена на обсуждениях в 2019 году, ТПУ планируют сделать на пересечении подземного метро и ж/д путей (полукольца) на указанных на схеме станциях.

Инфографика Мойки78

Также строительство транспортных хабов запланировано в приоритете на станциях «Рыбацкое», «Купчино» и «Парнас», где сосредоточен большой пассажиропоток и множество видов пассажирского транспорта. Кроме того, из этих точек маршруты будут вести в Ленобласть.

По планам крупный транспортно-пересадочный узел появится и на станции «Удельная» на базе железнодорожной платформы Октябрьской железной дороги, разворотного трамвайного кольца и самой станции метрополитена. Однако сроки начала работ и их окончания пока неизвестны.

Лучшими местами для строительства масштабных хабов остаются станции, где расположены ж/д и автовокзалы. Это станции метро «Ладожская», «Площадь Восстания», «Балтийская», «Пушкинская», «Площадь Ленина» и «Обводный канал».

Еще при Полтавченко планировалось до 2017 года создать ТПУ в Пулково, у станций «Сенная площадь» и «Балтийская». До 2018 года должны были появиться транспортно-пересадочные узлы у станций «Парнас», «Площадь Ленина», «Южная» и «Кировский завод». В 2020 году — у станций «Купчино», «Рыбацкое» и «Удельная».

Стройку планировали вести за счет инвестиций частных компаний. Поэтому очередность и скорость появления в городе ТПУ зависит от инвесторов и объемов привлеченных средств. Даты были названы условные и позже были сильно сдвинуты. К примеру, сроки строительства транспортно-пересадочного узла «Девяткино» сдвинулись на 2035 год.

Хаб будет включать в себя вестибюль станции метро, здание автовокзала площадью 27 тыс. кв. м, железнодорожную станцию, перехватывающую парковку на 185 мест, три торговых центра на 40 тыс. кв. м, пять бизнес-центров площадью 62,8 тыс. кв. м, а также открытый паркинг на 300 машино-мест.