Масштабные изменения городской системы общественного транспорта заложены в Комплексной схеме организации дорожного движения. Пока готовятся обновления маршрутной сети и транспортных коридоров, город ведет визуальные преобразования.

Цвет автобусов это только начало изменений, которые ждут городской транспорт Санкт-Петербурга. Согласно комплексной схеме организации дорожного движения в городе (она утверждена до 2033 года) качество общественного транспорта на первом месте, а автовладельцам придется подождать. Перемены, заложенные в документе, уже запустили масштабные обновления– от сети маршрутов, до внешнего вида техники и логотипа. В ноябре прошлого года горожане выбрали лазурный фирменным цветом для автобусов и троллейбусов. На улицах уже можно встретить технику в новом цвете. В конце года «Группа ГАЗ» Олега Дерипаски поставила СПб ГУП «Пассажиравтотранс» (ПАТ) 100 автобусов ЛиАЗ-5292 яркого голубого цвета. Сейчас они ездят по трем маршрутам на Васильевском острове и Петроградской стороне, в перспективе их пустят еще по семи. На очереди новый логотип общественного транспорта. Итоги конкурса на лучшую эмблему будут подведены меньше чем через месяц. В финале пять вариантов. В четырех из них, естественно, использован синий или лазурный цвет.

Новый имидж общественного транспорта, его комфорт и более высокая, по сравнению с передвижением на личном авто скорость, будут привлекать новых пассажиров. Такова задумка города – в идеале, к 2033 году на трамваи, троллейбусы, автобусы и метро должны пересесть 66% горожан. Общественный транспорт станет быстрее личного, и комфортнее для передвижения по городу. Сейчас чтобы доехать на работу или учебу нужно в среднем 70 минут. По расчету властей благодаря преобразованиям это время сократится до 50 мин. Суммарная вместимость городского транспорта вырастет до 900 тыс. мест.

Городские маршруты стали неудобными из-за выросшего спроса на машины. Автомобилей слишком много и улично-дорожная сеть не справляется – ни по пропускной способности, ни по плотности и связности. По оценке Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, влияние этой причины на транспортную ситуацию в городе будет только расти. Если ничего не менять, улицы и дороги останутся перегруженными, ежедневные пробки в центре города никуда не денутся, а средняя скорость передвижения и так упавшая до 25 км/ч, может приблизиться к значениям, которые сейчас фиксируют в часы пик – 5-10 км/ч.

Во всем мире эту проблему решают одним способом – мотивируют горожан пересаживаться на общественный транспорт. Платный въезд в центр города, платная парковка, высокие налоги для владельцев автомобилей только часть мер, к которым прибегают власти, чтобы добиться своего. В Санкт-Петербурге начали с комфорта поездок. Поэтому обновление подвижного состава важная часть трансформации общественного транспорта. Чтобы новая техника решала поставленные задачи, нужно, чтобы она была удобной для пассажиров. Те, кто хотя бы раз ездил на городском автобусе, знает, что это означает простую и быструю посадку, комфортную температуру внутри и достаточно просторный салон. В специальных терминах это – низкопольный автобус, оснащенный системой книлинга, кондиционером и эргономичным салоном, в котором есть место даже для собаки поводыря. ЛиАЗ – 5292 как раз такие. В Санкт-Петербурге ЛиАЗы уже работали: после Олимпиады в Сочи, 30 автобусов, только белых, курсировали по городу. У автобусов из новой партии изменился не только цвет – на фирменный городской – они адаптированы под непростые погодные условия. Влажность воздуха и контрастная температура лучшие друзья разных деформаций. «Группа ГАЗ» использует редкую технологию катафорезного грунтования. Это защищает кузов от коррозии на 12 лет. В модельном ряду ЛиАЗа есть автобусы на любой тип маршрута: вместимость, тип двигателя в зависимости от топлива, конструкцию кузова можно выбрать. По словам вице-президента по развитию продаж «Группы ГАЗ» Николая Одинцова, городу удобно формировать парк у одного производителя, потому что это позволяет повысить эффективность управления расходами на амортизацию.

Понятно, что для того, чтобы сократить время поездки, новые автобусы должны проходить маршрут быстрее. Для этого в ЛиАЗах установлена система книлинга. Она сокращает время прохождения маршрута на 15%. Со стороны ее работа выглядит так, будто автобус на остановках немного кренится в сторону тротуара и получается практически безбарьерная посадка в салон. Ее оценят все пассажиры — и маломобильные граждане и их сопровождающие, и мамы с детскими колясками, и те, кто везде ходит, уткнувшись в смартфон. Наклон салона составляет всего семь градусов. Этого достаточно для того чтобы пол оказался на уровне тротуара и безопасно для тех, кто уже внутри. Среди дополнительных опций для комфорта в салоне: система кондиционирования, мультимедийный экран и USB-порты для зарядки мобильных устройств. И специально по требованию питерских перевозчиков в эти машины установили более мощный двигатель, который раньше использовался только в автобуса-гармошках. Поэтому теперь машинам нестрашны никакие капризы переменчивой погоды Петербурга, транспорт будет уверенно держать дорогу на льду под снегом, и на мокрой слякоти.

Следующий этап трансформации городского транспорта с участием «Группы ГАЗ» — поставка автобусов на природном газе. «Традиционные» ЛиАЗы, которые уже ездят по городу, полностью соответствуют экологическому стандарту Евро-5. Но газовый двигатель, это новый уровень экологической ответственности. Сжатый природный газ сгорает без образования дыма, его использование уменьшает вредные выбросы в атмосферу. А этим летом «Группа ГАЗ» представила модель, работающую не на сжатом, а сжиженном природном газе. Это первый в России сертифицированный автобус, на жидком метане. И сейчас он успешно проходит испытания на маршрутах северной столицы. Внешне автобус вместимостью 106 человек не отличается от моделей на дизельном топливе. Он низкопольный, с кондиционированным салоном, местом для инвалидной коляски на накопительной площадке. Запас газа в криобаке рассчитан на 300 км. В городском режиме это одна-две водительских смены.