Крупнейшие судостроители Петербурга и области набрали многомиллиардных заказов на несколько лет вперед, но строить корабли некому: дефицит квалифицированных кадров исчисляется тысячами человек — анонсированные петербургским градоначальником планы могут не состояться.

До 2024 года на петербургских верфях будет построено 22 корабля,
— доложил Александр Беглов президенту РФ Владимиру Путину на встрече в конце 2020-го.

Для строительства кораблей Адмиралтейским верфям не хватает больше 200 рабочих. Фото: Адмиралтейские верфи

Корабелы начали завлекать рабочих небывало высокими зарплатами. Крупнейший судостроитель Петербурга — АО «Адмиралтейские верфи» — объявил в феврале об открытии 200 с лишним вакансий по рабочим специальностям с зарплатой до 120 тысяч — рекорд для отрасли и вдвое выше среднего уровня зарплат в обрабатывающей промышленности города. В ней Петростат зафиксировал среднемесячную зарплату в ноябре 2020-го на уровне 66 тысяч рублей.

Адмиралтейским верфям срочно требуются высококвалифицированные рабочие 4, 5 разрядов: маляры, сборщики-достройщики, монтажники, чтобы своевременно выполнить заказы: две серии подводных лодок, серию патрульных кораблей ледового класса для ВМФ России, серию больших морозильных рыболовных траулеров и ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс». Все они должны быть сданы до 2024 года. Скверная ситуация с кадрами на всех крупных верфях Петербурга и области.

Мне не хватает 500 человек, —
заявил Мойке78 Александр Соловьев, глава Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), строящего рыболовецкие траулеры и ледоколы для ФСБ. 

На восполнение кадрового дефицита петербургским судостроителям потребуются годы. Фото: GazetaSPb / Николай Овсянников

В конце прошлого года Игорь Орлов, бывший губернатор Архангельской области, во время работы которого провалилось строительство мусорного полигона в Шиесе, а теперь всего лишь генеральный директор Северной верфи (главный поставщик корветов и фрегатов для ВМФ России), публично заявил, что предприятию не хватает примерно тысячи человек для своевременного выполнения производственной программы.

Множество вакансий открыто у Балтийского завода, похоже, с трудом справляющегося со строительством атомных ледоколов, столь необходимых Родине для вывоза углеводородов из Арктики по Севморпути.

До пандемии коронавируса местные судозаводы энергично завозили рабочих с Украины, теперь оттуда привезти специалистов нельзя. Да и украинцы уже не рвутся в Россию: в Польше, в странах Балтии зарплаты на верфях выше, чем в России, — петербургским верфям приходится самим обучать рабочих. Так, ВСЗ набрал три сотни учеников, которые обучаются прямо на производстве. Северная верфь заключила соглашение о подготовке рабочих с Санкт-Петербургским колледжем судостроения и прикладных технологий.

Дефицит кадров на петербургских верфях ведет к увеличению сроков строительства кораблей. Фото: Мойка78 / Валентин Егоршин

Но это все когда еще будет, а руки-то нужны сейчас,
— сокрушается Александр Соловьев.

На восполнение дефицита петербургским судостроителям потребуются годы и миллиарды рублей: обучение одного специалиста занимает не менее двух лет и стоит почти миллион рублей в год.

Все это ведет к увеличению сроков строительства кораблей, хотя и в прежние годы местные судостроители не отличались высокой производительностью — строить фрегат больше 10 лет считалось нормальным: всегда можно сослаться на поставщиков вооружения, мол, они не могут пушку или средства противовоздушной обороны вовремя сдать.

Судостроители отмечают, что государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят все крупные верфи города и области, не помогает судозаводам решать кадровые проблемы, приходится все делать самим.

Возникающие кадровые вопросы решает управление персонала верфи, не прибегая к помощи ОСК,
— сообщили на Средне-Невском судостроительном заводе. В пресс-службе ОСК не смогли оперативно ответить на вопросы Мойки78.

Кадровый голод уже дает о себе знать: петербургские верфи задерживают сроки сдачи рыбопромысловых судов, заложенных по инвестиционным квотам — это когда право на добычу водных биоресурсов получают те рыбопромышленники, которые строят суда в России, а не за границей, хотя там дешевле и быстрее. Сдача рыбопромысловых судов местными верфями откладывается в среднем на год. Например, Северная верфь рискует на полгода или даже на год задержаться со сдачей ярусоловов заказчикам. Летом прошлого года генеральный директор Северной верфи Игорь Орлов публично заявил о переговорах с заказчиками рыболовных судов из-за срыва контрактных сроков. Запрос Мойки78 предприятие оставило без ответа.