Союз журналистов Петербурга и Ленинградской области попросили покинуть здание Дома журналиста на Невском проспекте в Петербурге. Решение о предоставлении организации помещений на безвозмездной основе назвали неправомерным.
Мнением о сложившейся ситуации и смысле существования Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области поделился писать, генеральный директор АЖУР, экс-председатель Союза журналистов Петербурга и Ленобласти Андрей Константинов:
Касательно вообще такой структуры, как Союз журналистов, что наш, что московский, что российский, я могу сказать только одно: это общественные организации, которые остались в наследство от тяжелых тоталитарных сталинских времен. Как Союз писателей, так и союзы журналистов, они были встроены в структуру того государства, и воспринимались как некие институты.
Уже давно, когда я руководил Союзом Петербурга и Ленинградской области, мне абсолютно было понятно, что его необходимо реформировать в сторону профсоюза, как везде в общем в более-менее цивилизованных странах. Там Союзы журналистов — это профессиональные союзы, которые реально могут защищать журналистов, и, как в Италии, влияют на учебную программу в университетах, могут всерьез разговаривать с работодателями журналистов. У нас это просто некая общественная организация с традицией, с большим количеством пенсионеров, с мизерными возможностями, с нищим бюджетом. Ну хорошо, может выступать с каким-то заявлением.
Если городские власти поставили вопрос о выселении Союза журналиста, если это так, то это неприлично перед некой историей. В конце концов, мне было лично не надо, но я сделал все для того, чтобы вернуть Союзу Дом журналиста, когда он был абсолютно бесчестно и беспринципно отдан каким-то бизнес-структурам. Меня Валентина Ивановна Матвиенко попросила сделать все, чтобы вернуть этот Дом, опираясь на позицию городских властей. Тогда городская власть сделала все, чтобы Союз журналистов сюда вернуть. Прошло время, какой бы ни был союз, он такой стал, благодаря всем: истории, журналистам и власти, которые не знали, чего хотели.
Важна не сама по себе организация. Вот она есть, находится на Невском в прекрасном дворце. Так она зачем там находится? Чтобы делать вид или что-то мочь? Это вопрос не только журналистов, это вопрос государственной воли. Никакой Союз журналистов как профсоюз не образуется, если не будет соответствующей помощи государства. Государство должно определиться, хочет ли оно, чтобы были сильные независимые журналисты и средства массовой информации или это не нужно.
Смысл сильный Союз имеет только тогда, когда он имеет соответствующую власть. Если организация, которая может только всхлипывать и в интернете выдавать «позор, так нехорошо», то это писк мышей, и совершенно неважно, какая у мышки лейблочка на жилеточке.
Дай Бог всем здоровья, кто изнемогает в этой смертельной битве!