Строительство широтной скоростной магистрали в Петербурге обвалит цены на жилье рядом с трассой, а Смольному придется выплачивать миллиардные компенсации собственникам недвижимости, расположенной на пути новой трассы, а потом покрывать убытки оператора дороги, как это сейчас происходит с Западным скоростным диаметром (ЗСД): Смольный ежегодно перечисляет по 6-7 млрд рублей оператору ЗСД — ООО «Магистраль Северной столицы» (МСС), чтобы обеспечить безубыточность этой компании, входящей в ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

Именно МСС взялась за строительство Витебской развязки с ЗСД — первый этап 23-километровой широтной магистрали скоростного движения (ШМСД; прозванной в народе восточным скоростным диаметром — ВСД). Компания сообщила 18 февраля о подписании договора генерального подряда на строительство развязки с ООО «ПУСК-ЛИМАК-Север» — совместное предприятие турецкой строительной группы LIMAK и ВТБ Инфраструктурный Холдинг.

Стоимость первого этапа ШМСД протяженностью 2,6 км оценивается в 39 млрд рублей, из них 12 млрд — средства городского бюджета на подготовку территорий. Предполагается, что по 10 млрд скинутся на развязку федеральный бюджет и ВТБ, а общий вклад Смольного, которому потом еще предстоит компенсировать эксплуатационные расходы на содержание дороги, тянет на все 19 млрд рублей.

Проект широтной магистрали разработал институт «Стройпроект» для комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Смольного. Двадцатитрехкилометровая трасса, строительство которой оценивается в 180 млрд рублей, пройдет преимущественно вдоль железной дороги по плотно застроенной городской территории, на некоторых участках почти вплотную подходя к жилым домам, а в створе Фаянсовой и Зольной улиц запланирован мост через Неву.

Для реализации проекта освободят сотни земельных участков. Так, в Невском районе планируется сравнять с землей сад 30-летия Октября и некоторые детские площадки. Петербуржцам придется пожертвовать видами из окон, парками, чистым воздухом, тишиной, привычными местами для прогулок. Трасса пройдет на расстоянии меньше 300 метров от жилого комплекса «Московские ворота», возведенного холдингом «Эталон» в Московском районе, рядом со станцией метро «Электросила». А от жилого комплекса «Ладожский парк» (застройщик «Квартира.ру») до дороги будет меньше 100 метров.

Множество коммерческих предприятий попадают под снос. Предлагаемые компенсации намного ниже рыночных цен: собственники решили судиться, говорит Михаил Рожко, эксперт по коммерческой недвижимости. Он уверен, что магистраль все равно будет — это особенность российских реалий.

Из-за какого-то собственника или бизнесмена ничего переносить не будут — его просто обяжут в судебном порядке. В Америке он, может быть, пытался бы отсудить свою землю и выиграл, но у нас такого не будет,
— говорит в беседе с Мойкой78 Рожко.

Публичные слушания по поводу широтной магистрали продолжались три года. Ответ на большинство нареканий и предложений от петербуржцев: отклонено. В 2018 году гендиректор компании ООО «ФЛОРИДА ГРУП» Сергей Середов заявлял, что магистраль полностью остановит работу его предприятия и разрушит действующую инфраструктуру.

Данная магистраль имеет альтернативу, или она будет делаться любой ценой? От нашего предприятия ничего не остается. Экономика проекта это просчитывает? Кто понесет затраты при ликвидации нашего предприятия?
— говорил на слушаниях Середов.

Кто понесет затраты — вопрос открытый. На слушаниях, организованных КГА, заявили, мол, компенсации обсудят на следующих стадиях — после реализации проекта магистрали, а пока — отклонить. Пострадает ООО «Производственное объединение «ПЕКАР», на территории которого расположено несколько предприятий с вредным для окружающей среды технологическим процессом.

Край магистрали располагается над очистными сооружениями, и часть очистных сооружений находится в красной линии сей производственной площадки, состоящей из 52 зданий. Нарушение в работе очистных сооружений причинит значительный ущерб собственнику предприятия, ухудшит экологическую ситуацию во Фрунзенском районе,
— предупреждали на слушаниях в 2018 году представители производственного объединения.

На последних слушаниях в январе этого года житель Красногвардейского района Владимир Сидоров назвал проект морально устаревшим и не подлежащим реализации.

Строительство автомобильной магистрали среди плотной жилой застройки не отвечает представлениям о зеленом экологически чистом городе,
— считает петербуржец. 

Риелторы уверены — широтная магистраль обвалит цены на жилье в ближайших к ней жилых комплексах.

У людей сформировался навык жить в огромном городе, и близость к магистралям, даже экологически потенциально опасным объектам, перестала играть ключевую роль, но для элитных объектов видовые характеристики, близость парков и отсутствие шумных объектов носит первостепенное значение, для объектов экономкласса — меньше. Наше последнее исследование показывает, что вид из окна во двор или на завод перестал быть принципиальным пунктом,
— говорит в беседе с Мойкой78 генеральный директор Первого ипотечного агентства Максим Ельцов.

Тем не менее опрошенные Мойкой78 эксперты уверены, что жилье вблизи магистрали потеряет в цене примерно 11%, а продать его станет намного сложнее. После появления ЗСД рядом с жилыми домами квартиры в них экспонируются по полгода и дольше, а некоторые объекты и вовсе превращаются в неликвид.

Тех петербуржцев, кому все-таки важно, чем дышать и на что смотреть, услышат едва ли. И здесь нельзя не провести аналогии с другим ярким примером строительства — домом на Ремесленной, 5, который стоит вплотную к мосту Бетанкура — расстояние между ними меньше метра. Несмотря на активные протесты жителей, к ЧМ-2018 магистраль все-таки возвели.