Химики из Университета Инсбрука в Австрии впервые смогли экспериментально доказать существование новой формы льда. В ходе исследования была описана его кристаллическая структура.

До сего момента было известно 18 форм льда во всем мире, отличающихся друг от друга расположением атомов. Благодаря открытию австрийских химиков форм теперь 19.

Так называемые упорядоченные формы льда отличаются от неупорядоченных электрическими свойствами. Около десяти лет назад ученые-химики из Инсбрука создали вариант льда, упорядоченный по водороду, который вошел в учебники как лед XV. Лед XIX был обнаружен достаточно давно, однако ученым долгое время не удавалось описать его кристаллическую структуру. В новом исследовании для описания кристаллической решетки среди результатов нескольких тысяч измерений потребовалось найти лучший вариант структуры.

Лед XV и лед XIX представляют собой первую родственную пару полиморфных разновидностей льда, у которых решетка кислорода одинакова, но порядок расположения атомов водорода отличается.
Ранее Мойка 78 сообщала, что в США создали ледяного робота для исследования антарктики.