Муниципальные депутаты — представители органов местного управления — регулярно подвергаются жесткой критике почти за любые свои инициативы. Многие горожане искренне не понимают, в чем смысл и польза мундепов, чем они могут помочь в решении повседневных проблем, например, как ускорить уборку снега во дворе или расширить дорогу. Ведь многие такие вопросы — это компетенция городских властей, районных администраций, а мундепов обычно к решению насущных проблем горожан не допускают. Вон пусть праздники делают.

Вот они и делают массовые гуляния. Иногда по принципу «на праздники денег не жалеть: городской бюджет еще даст». За что потом по мундепам «проходятся» по полной программе все кому не лень. Так, один из самых дорогих весенних праздников (1,3 млн рублей) пройдет в Левашово Выборгского района. Для местных жителей на 8 Марта там приготовили билеты в театр. Более 400 человек должны попасть на спектакль по пьесе Коровкина «Тетки». Не исключено, что приглашения на пьесу могут разойтись по рукам «своих», однако депутаты оспаривают.

Это невозможно! По закону все услуги только для тех, кто зарегистрирован в муниципалитете. Я, например, проживаю в пределах муниципалитета, но зарегистрирован в другом районе — я не могу получать бесплатные билетики,
— отметил глава муниципального образования «Смольнинское» Григорий Ранков.

Организация праздников — тема очень спорная, а часть жителей вообще не понимают, зачем они нужны. Более того, некоторые петербуржцы не видят смысла и в самих мундепах. Все чаще горожане задаются только одним вопросом: а зачем нам эти клоуны? Хотя идея организации местной, народной власти, не встроенной в вертикаль исполнительной федеральной власти, — очень хорошая задумка. Только реализация, как обычно, подкачала.

Жители округа уже плюнули на то, что у нас чудаковатые депутаты и к ним бесполезно обращаться. Петербуржцы в отчаянии и ничего не просят,
— заявил Мойке78 Ранков.

Такая незавидная роль мундепов только в Петербурге и в Москве — в городах федерального значения, где сильны органы исполнительной власти, охватывающей все городские районы. И делиться властью с муниципалами никто не хочет, даже глава района не уступит — это, пожалуй, родовая травма российской бюрократической системы.

Муниципалам позволяют делать какие-то мелочи, с чем не желает заморачиваться исполнительная власть, например, социальное обслуживание населения, что очень важно для пенсионеров и инвалидов, а еще благоустройство дворов.

Мало полномочий — мало денег. Источником которых является мизерная часть налоговых отчислений петербуржцев. Так, муниципалам достается 7% суммы налога, собранного с предприятий и предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения. Плюс к этому в муниципальные округа идут все сборы, уплаченные предпринимателями за патенты. Бюджеты большинства муниципальных образований скудны: полторы сотни миллионов рублей — это очень хорошо. Многие держатся на субсидиях и дотациях из городского бюджета.

Шутка ли прокормить полк мундепов в течение пятилетки — 1560 человек в 111 муниципальных образованиях: 81 муниципальный округ, 9 городов, 21 поселок. Правда, ежемесячное жалованье около 100 тысяч рублей положено только 10% муниципальных депутатов округа. Обычно его получает глава муниципального образования и реже еще один мундеп.

Сыграть в мундепскую рулетку может любой совершеннолетний гражданин России, даже без прописки в Петербурге. Хотя быть здесь мундепом не так уж выгодно, престижно и весомо, как, например, в соседней Ленобласти, где муниципалы — реальная власть: управляют городами. Возможно, недоразвитое местное самоуправление в Петербурге и вовсе надо демонтировать, а высвободившиеся миллиарды направить, например, на медицинскую помощь гражданам или озеленение города.