Петербургский комитет по градостроительству (КГА), возглавляемый Владимиром Григорьевым, получил дополнительные полномочия: контроль качества внешнего облика нежилых зданий. К апрелю 2020-го чиновники комитета должны разработать критерии оценки архитектурно-художественного облика строений.
КГА и раньше мог забраковать проект нежилой застройки, не соответствующий представлению чиновников о прекрасном. Но соглашаться с требованиями комитета или нет — решал только девелопер. Теперь контроль и требования КГА к внешниму виду бизнес-центров, апарт-отелей и прочим объектам коммерческой недвижимости станут обязательными для исполнения, как и для жилых домов.
Среди зданий Петербурга можно насчитать представителей до 15 архитектурных стилей. Основными считаются: барокко — «петровское», характерное для начала XVIII века, и в середине того же века «елизаветинское барокко»; классицизм — конец XVIII века; ампир — начало XIX века; эклектика — середина и конец XIX века, модерн — начало XX века; конструктивизм — XX век. В ХХI веке выделить единый стиль или ведущее направление в Петербурге сложно. В городе, где большинство зданий выполнено в классическом стиле, многие ждут от архитекторов проектов «под классику», но получается не всегда.
Градоначальник Петербурга Александр Беглов, наделяя КГА новыми полномочиями, заявил, что в Петербурге должны строиться «новые здания высокой архитектурной ценности», поэтому строителей, заказчиков и архитекторов нужно на это ориентировать. Нововведение призвано повысить качество современной застройки и вписать новые здания в существующий архитектурный стиль. В новых районах, считает Беглов, должны быть красивые здания и ансамбли, архитектурные доминанты.
Еще недавно Петербург считался застывшим во времени городом-музеем под открытым небом, но в последние годы он становится более современным, и, к сожалению, это не всегда синоним качества и красоты. Архитекторы, болеющие за исторический облик Петербурга, новым требованиям, конечно, рады, но серьезных надежд не возлагают.
Есть экономика, есть требования по уменьшению стоимости жилья, и одно с другим не очень вяжется. Жилые здания согласовывались всегда, даже когда такого требования не было. Я, например, не сделал ни одного проекта, не согласовав их со службой главного архитектора. Нежилые здания негласно тоже согласовывались. Недавно закончили проект университету ИТМО, и совет его рассматривал — именно внешний вид здания,— рассказывает в беседе с Мойкой78 архитектор Никита Явейн.
Новые нежилые объекты будут согласовываться и в спальных районах. На это, по словам архитектора Явейна, в основном и направлены новые требования — спальники должны стать лучше.
Кстати, пока Беглов предлагает Петербург консервировать, находятся и те, кто выступает за современный подход. Не так давно председатель российского отделения Международной рабочей группы по документации и консервации зданий, президент фонда «Шуховская башня» Владимир Шухов подготовил резонансный проект сноса Петербурга. Столичный инженер уверен, что взгляд со стороны порой оценивает более зорко. Потому, осмотрев Петербург, москвич заключил: город разваливается. Деятель искусства предлагает снести исторический центр Северной столицы и построить современные здания. Радикальную позицию Владимир Шухов объясняет просто — возводить новое проще с точки зрения законодательства и, главное, выгоднее. В частности, в элементы зданий стоит добавить стекло и металл.