Финансирование аппарата уполномоченного по правам ребенка в Петербурге за год выросло на 12 млн — до 62 млн рублей. В отчете комитета по финансам первоначально утвержденный бюджет был весьма скромнее — 52,1 млн рублей. Цифры выросли после второй корректировки. Что стало мотивом для увеличения финансирования в непростой для экономики год — неясно.

О новых тенденциях в работе правозащитника и о том, почему формат работы уполномоченного изменился в сторону бюрократизации и формализации, Мойке78 рассказывает председатель совета движения «Петербургские родители» Лада Уварова.

Значительно сократился прием граждан как непосредственно уполномоченным, так и специалистами аппарата. С 20 марта 2020-го Анна Митянина приостановила личный прием граждан, сославшись на угрозу распространения коронавируса. При этом консультирование не было переведено в дистанционный формат. Хотя вопросов у граждан не становилось меньше.

Когда ограничения по коронавирусу были частично сняты, объем очного консультирования заявителей не вернулся к прежним показателям. После первой волны пандемии личный прием специалистами аппарата возобновился только 2 февраля 2021-го. На данный момент он проводится дважды в неделю — до вступления в должность Анны Митяниной по рабочим дням прием специалистами осуществлялся ежедневно.

Кроме того, петербуржцы оказались ограничены в возможности подать письменное обращение в приемную аппарата: теперь прием заявлений осуществляется один раз в неделю в строго фиксированные часы (при прежнем уполномоченном Светлане Агапитовой — ежедневно в рабочее время).

Еще один шаг в сторону дистанцирования от заявителей — отключение комментариев в официальной группе уполномоченного «ВКонтакте». По совпадению это произошло после того, как граждане стали жаловаться на недоступность помощи со стороны аппарата уполномоченного.

Главным вызовом 2020-го для общественных организаций, работающих в сфере содействия семейному устройству детей-сирот, стал запрет на допуск посетителей в учреждения социальной защиты населения стационарного типа в связи с постановлением главного государственного санитарного врача Петербурга от 16 марта. На время действия запрета семейное устройство в городе было фактически парализовано, а сами дети оказались заперты внутри учреждений и отрезаны от окружающего мира.

Деятельность уполномоченного в ситуации вопиющего нарушения прав детей свелась к перенаправлению обращений профильным госорганам. Информация о закрытии учреждений появилась на сайте уполномоченного лишь спустя пять месяцев — ровно накануне снятия запрета, добиться которого удалось исключительно благодаря преданию случая широкой огласке совместными усилиями родительского сообщества, НКО и СМИ.

За 10 лет существования аппарат уполномоченного в Петербурге зарекомендовал себя как успешный инструмент межведомственного взаимодействия, чутко и оперативно реагирующий на любые проблемы в сфере детства. Но всего за год на месте живого и дружелюбного к гражданам механизма возник очередной неповоротливый, дорогостоящий бюрократический аппарат, в котором деятельность подменяется ее имитацией, а все силы идут на создание впечатления видимого благополучия,

— считает Лада Уварова, председатель совета движения «Петербургские родители».