Контрольно-счетная палата подвела итоги выборочной проверки использования средств бюджета Петербурга некоммерческой организацией «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Были найдены нарушения законности, эффективности и обоснованности трат.

Как сообщает пресс-служба КСП, проверка под руководством Юрия Шутова была проведена в октябре – декабре 2020 года. Специалисты проанализировали законность, эффективность и целевое использование средств городского бюджета, которые предоставлялись Фонду Жилищным комитетом города в форме субсидий в 2018-2020 годах.

Напомним, Фонд до лета 2020 года возглавлял Денис Шабуров, позднее его сменил Петр Погребняк. Организация обеспечивает проведение капитального ремонта в жилых многоквартирных домах: собирает на специальных счетах взносы жителей, разрабатывает проектно-сметную документацию, организовывает конкурсные процедуры, выступает заказчиком работ. также Фонд получает субсидии из бюджета города.

В 2018-2020 годах организация потратила на ремонты 13 млрд 544,4 млн рублей. из этой суммы 9 млрд 847,4 млн рублей получены из бюджета Петербурга, 3 млрд 697 млн рублей — средства жителей.

На момент проверки за 2018-2020 годы в Северной столице было отремонтировано чуть более 4,1 тыс. домов. Кроме средств на собственно ремонтные работы, ежегодно Фонд получает из бюджета города деньги на осуществление уставной деятельности: выплату заработной платы, аренду помещений, транспортные услуги, приобретение хоз.товаров, техники и прочее. Так, за два года на эти цели Фонд получил 2,342 млрд бюджетных рублей.

По итогам проверки было выявлено, что ежегодно на счетах Фонда остаются неизрасходованные средства — взносы жителей города на проведение капремонта. Например, по данным на 1 января 2021 года таких неизрасходованных средств оставалось более 5 млрд 197 млн рублей.

Также были выявлены нарушения, которые допускает Фонд и Жилищный комитет — именно он отвечает за формирование Региональной адресной программы и контроль за выполнением капитального ремонта жилищного фонда. Отметим, что программа рассчитана на 25 лет, за это время планируется отремонтировать 22 тыс. 165 домов – это все дома, построенные в городе с 1728 по 2014 годы. На основе этой программы ежегодно составляются Краткосрочные планы сроком на три года. В первую очередь в план попадают дома, у которых выявлены аварийные элементы, физический износ конструкций, с долгим сроком эксплуатации.

Жилищный комитет допустил 14 случаев нарушений на сумму 2 млрд 598 млн рублей, большая их часть относится к планированию и исполнению бюджетов. Общая сумма дополнительной потребности составила 165,6 млн рублей. В конечном итоге она была обеспечена за счет перемещения средств, предусмотренных на капитальный ремонт, которые оказались неосвоенными из-за невыполнения работ. А ошибки при исполнении бюджетов обошлись городу в 2 млрд 406 млн 561 тыс. рублей.

Кроме того, было установлено, что Жилищный комитет не принял меры по актуализации Региональной программы и не исключил из нее 11 многоквартирных домов, которые подлежат расселению, сносу, являются общежитиями или уже демонтированы. Кроме того, не обеспечил контроль за соблюдением целевого расходования денежных средств Фондом.

По итогам проверки КСП установлено, что за два года некоммерческой организацией «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» допущено 113 нарушений на общую сумму 1 млрд 398 млн 180 тыс. рублей. Основная часть нарушений – на 1 млрд 81 млн рублей — установлена в ходе исполнения бюджетов.

Так, более 221 млн рублей из средств городской субсидии в ряде случаев были израсходованы необоснованно, например, 220,4 млн рублей потрачены на выплаты премий работникам Фонда. Бюджетные ассигнования также ушли на оплату парковочного места на площади Островского, а также на доплату к пособию по временной нетрудоспособности — такая возможность закреплена в Коллективном договоре, хотя оплачиваться она может за счет собственных средств, которые у Фонда отсутствуют.

Также в 2018-2019 годах Фондом допущены неправомерные расходы в общей сумме 39 млн 164 тыс. рублей. Средства ушли на ремонт фасада, крыши и внутридомовых систем теплоснабжения двух домов в Невском районе, подлежащих расселению.

Далее, 120 млн рублей Фонд получил в 2018-2019 годах от размещения денежных средств на счетах кредитных организаций. Они также признаны нецелевыми расходами. Сумма ушла на выплату премий сотрудников Фонда, на возврат части субсидий в бюджет, на списание безнадежных долгов, на оплату неустоек, на оплату услуг связи. По подсчетам КСП, с 2014 по 2019 годы общий объем дохода, полученных от размещения средств в кредитных организациях, составил более 490 млн рублей. Из них только 8,2 % были направлены на ремонт жилищного фонда.

При осуществлении госзакупок было выявлено нарушений на сумму 77,6 млн рублей. При проверке контрактов в 55 случаях были завышены их начальные цены. В ряде случаев в смету включались 2% «на непредвиденные расходы», что в итоге привело к потерям средств бюджета в размере 6 млн 675 тыс. рублей.

В 2019 году Фонд принял и оплатил работы, не соответствующие условиям контрактов, на общую сумму 4,4 млн рублей. Это работы по капитальному ремонту девяти многоквартирных домов в Невском и Красногвардейском районах. В ходе обследования выяснилось, что часть работ не выполнена.

Также было установлено, что Фонд ненадлежащим образом исполняет функцию технического заказчика услуг. Из-за этого в 2019 и в 2020 годах было расторгнуто три контракта на выполнение работ по капитальному ремонту.

Также Фонд-оператор капитального ремонта допустил ряд неэффективных трат городской субсидии в размере более 239 млн рублей. Многочисленные нарушения выявлены при составлении отчетности об использовании бюджетной субсидии, а также при расчете показателя результативности ее использования. Также недостатки обнаружены при реализации Жилищным комитетом регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда». Из-за расхождения с показателями федерального проекта «Жилье и городская среда» до сих пор не подписано соглашение с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о реализации проекта в Северной столице.

В КСП остались недовольны уровнем проведения работ по капремонту. Несмотря на объемы финансирования, при работах не используются ресурсосберегающие технологии, уровень комфорта жителей не меняется, не продлевается срок эксплуатации зданий.

Отчет о проверке был направлен председателю ЗакСобрания Вячеславу Макарову, губернатору Петербурга Александру Беглову, прокурору города Сергею Литвиненко, начальнику ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Роману Плугину и главному федеральному инспектору по Петербургу Афанасию Киселеву.

Напомним, ранее Мойка78 писала, Смольный проспонсирует уставную деятельность Фонда капремонта.